Здания на металлическом каркасе

Здания на металлическом каркасе

Решили поставить решетки на окна, так как живем на первом этаже и часто отсутствуем дома. Долго не заморачивались с поисками, решили заказать тут. Не пожалели. Мастера приехали в точно в оговоренное время, сделали замеры — все очень вежливо и профессионально. Вскоре привезли и красивые кованые решетки, мы заказывали стационарные. Теперь мы спокойны за свое имущество.

Елена П., г. Подольск

Порадовал большой выбор эскизов и цена на этом сайте. Так как живем в Подольске, заказали решетки именно тут. Все прошло без запарок, спасибо за хорошую слаженную работу.

Виктор Михайлович К., г. Подольск

На даче у меня гаража нет, поэтому решил заказать навес из поликарбоната. Мастера с РМЗП посоветовали сделать навес на две машины — вдруг кто-то приедет в гости. Они работали очень профессионально, помогли выбрать самое удобное место для такого сооружения. Построили навес настолько быстро, что просто удивительно. Такой гараж получился очень прочным и выглядит очень прилично.

Алексей, пос. Остафьево

Заказал на этом сайта навес из поликарбоната. В связи с погодными условиями выполнить заказ в срок не успели. У меня закончился отпуск, с работы не отпускали. Мастера пошли на встречу и в ближайший мой и их выходной вышли и доделали навес. Порадовало, что из-за невыполненных сроков сделали скидку 10%. Очень профессионально.

Геннадий, г. Подольск

Обустройством улицы с частными домами в Серпухове пришлось заниматься самим жителям, и мы решили заказать надежные и удобные мусорные контейнеры. В интернете нашли информацию о контейнерах «Ремонтно — Механический завод Подольский», нам они подошли по цене и по объему. Заказ был выполнен очень быстро, ребята сами расставили прочные ящики. Теперь у нас на улицах чистота. Хотим еще заказать здесь же большой контейнер для металлолома.

Корешников Ю.Н., г. Серпухов

Виктор Иванович Глущенко

Заказали в компании РМЗП металлический забор. Хотели без бетонирования, но специалист компании пояснил, что с нашим грунтом избежать этого нельзя. Все сделали точно в срок. Работой довольны.

Долго искала деревянный забор для своего деревянного дома — хотелось, чтобы все было в одном стиле. Очень понравился забор от «Ремонтно — Механический завод Подольский». Построен он был быстро и на высшем уровне. Понравилась культура мастеров, их вежливость и внимательность к клиенту. И, конечно, сам забор

Татьяна А., г. Щербинка

Поставил в июле 2011 года деревянный забор. После зимы я заметил, что некоторые столбы забора сместились вниз. Из-за этого весь забор перекосило. Я так думаю, что для нашей местности было необходимо ставить бетонное основание для забора, считаю, что в компании нам должны были это подсказать. Починили нам забор по гарантии, но, думаю, забор придется все равно менять и укреплять. Через пару лет, что очень накладно.

Михаил Кононов, Серпуховской район

Строю дом в Климовске, решил заказать забор из профнастила тут. Сделал заказ. Мастера сами сделали замеры, согласовали со мной удобное время установки и приехали точно по часам. Забор ставили очень аккуратно (жена боялась за свои цветы, но ни один не был поврежден). После работы не осталось никакого мусора, остатков материала — все очень культурно, по-европейски. В следующий раз закажу у них забор из сетки рабица для небольшой дачки. Спасибо за качество и оперативность.

Виктор Иванович Глущенко

Заказали в компании РМЗП металлический забор. Хотели без бетонирования, но специалист компании пояснил, что с нашим грунтом избежать этого нельзя. Все сделали точно в срок. Работой довольны.

Семья Коноваловых, Подольский район

Долго искала деревянный забор для своего деревянного дома — хотелось, чтобы все было в одном стиле. Очень понравился забор от «Ремонтно — Механический завод Подольский». Построен он был быстро и на высшем уровне. Понравилась культура мастеров, их вежливость и внимательность к клиенту. И, конечно, сам забор.

Татьяна А., г. Щербинка

Не могу нарадоваться на новые ворота. Отъезжают они бесшумно, очень плавно и в то же время быстро. Порадовали сроки выполнения работ. С момента заказа и установки прошло около 10 дней. Ворота получились очень прочные и надежные. Однажды нечаянно чуть задел их автомобилем — следа не осталось.

Михаил, г. Подольск

Проект дома в Климовске у нас очень хороший, но про козырек над входом забыли — во время дождя постоянно капает вода возле самой двери, а то снег насыпает. Ситуацию спасли мастера из «Ремонтно — Механический завод Подольский». Какой красивый и прочный козырек они нам поставили — с кованой основой, поликарбонат подобрали в цвет крыши! Получилось очень стильно и удобно. Удивила даже приятная стоимость за такую качественную работу.

Екатерина Александрова, г. Климовск

Мой офис находится на первом этаже, выходит в глухой двор, поэтому защитить его окна нужно было обязательно. Хотелось найти какой-то интересный вариант, в основном же все мастера предлагали стандартный дизайн. И только в тут увидел решетки современного дизайна. А после установки удостоверился и в качестве, прочности изделия. Живу в Москве, поэтому боялся будут проблемы со сроками и доставкой. Оказалось, зря переживал. Теперь буду знать, к кому стоит обращаться.

Сергей Геннадьевич Кондатенко, г. Москва

Был неприятно удивлен разницей реальных цен на решетки на окна и указанных на сайте. Оказалось, что на сайте стоит оптовая цена, при меньших заказа получается дороже. Сначала отказался, но потом, изучив рынок, понял, что в РМЗП заказывать выгодно. Качеством остался доволен.

Николай, г. Москва

Хочу выразить благодарность сотрудникам данной компании. Недавно заказал навес для автомобиля на дачу. Работы провели быстро, и слаженно.

Игорь, пос. Львовский

Мы строили дом в старинном стиле, и очень хотелось украсить окна ставнями, к тому же в Серпухове мы бываем только на выходные и в отпуске, и ставни могли бы защитить дом от воров. В каталоге «Ремонтно — Механический завод Подольский» мы нашли то, что искали. Ставни изготовили точно по размерам окон, никаких подгонок или переработок не потребовалось — сразу виден профессионализм. Установили их ребята очень аккуратно, и дом сразу приобрел неповторимый вид.

Семья Шоровых, г. Москва

Возле нашего офиса есть небольшая собственная автостоянка, руководство решило проявить заботу о сотрудниках и заказать навес для нее. Отлично, что сразу вышли на «Ремонтно — Механический завод Подольский». Специалисты сделали все быстро, качественно и очень аккуратно. Все сотрудники очень довольны удобным навесом, машины не заливает дождем, на засыпает снегом.

Татьяна К., г. Чехов

Установил в августе 2012 года на дачном участке автоматические ворота. Пока было тепло, работало все идеально. Как пришли холода механизм стал работать намного дольше. Обратился к менеджерам компании, сказали, что такое может быть из-за сложных механизмов, которые при минусовой температуре могут подтормаживать. Так как гарантия у меня была еще в силе, мастер приехал бесплатно. Сейчас ворота работают быстрее. Очень надеюсь, что так и будет дальше.

Завьялов Николай, г. Подольск

Заказали козырек на дачу. Работой доволен. Спасибо за скорость и качество. В дальнейшем планирую заказать и навес для машины.

Александр М., г. Подольск

Был не очень приятно удивлен сколько стоят навесы для автомобилей из поликарбоната. Вообще, пока не столкнулся с этим, не думал, что так дорого. Но все равно дешевле, чем капитальный гараж. В итоге заказал в РМЗП навес под две машины. Попал под акцию, поэтому сделали небольшую скидку. Мелочь, а приятно. Остался доволен и работой и сроками. Очень надеюсь, что прослужит долго. Спасибо, ребят, за все.

Игорь, г. Протвино

Уже более 10 лет живу в Подольске и 5 из них занимаюсь теплицами. До этого момента имел дело только со стеклянными конструкциями, но когда возник вопрос расширения, понял, что сегодня стеклянная конструкция — дорогое удовольствие, которое сможет окупить себя не скоро. По совету друга обратил внимание на панели из поликарбоната, и не зря с этим материалом гораздо меньше проблем, чем с хрупким и тяжелым стеклом. Материал легко изгибается, благодаря чему очень просто можно придать ему требуемую форму. Панели легкие, поэтому смонтировать теплицу можно без проблем одному-двум людям, мы работали с другом, так что за день смогли построить сразу две теплицы. Спасибо сотрудникам фирмы за доступные цены и короткие сроки выполнения заказа.

Валентин К., Подольск

Долго искала место, где бы заказать детскую спортивную площадку. Цены на них конечно кусаются, поэтому искала подешевле и понадежнее. Живу в Москве, а дача у нас под Климовском. Вот и решила попробовать заказать поближе к даче. Ценой и качеством осталась довольна.

Татьяна Ильина, г. Москва

Давно планировал построить навес для машины на даче. Под гараж надо много места, а навес и подешевле и попроще.Обратился в компанию. Сотрудники помогли мне выбрать подходящий для моего двора вариант. Удивила оперативность, всего за неделю мне привезли и смонтировали навес. Работой доволен.

Коноваловы, г. Подольск

Недавно приобрели дачный участок под Серпуховым. Пока денег для полной застройки и облагораживания территории у нас нет. Но оставлять участок, куда свозится строительный материал и планируется строительство, без ограждения — не самый удачный вариант. Поэтому, решил огородить участок забором из сетки рабица. Ворота и забор оказались очень качественным временным вариантом и хорошо смотрятся во дворе будущего дачного участка.

Татаренко В. К.

Заказали решетки на окна. Подкупил большой выбор и низкие цены на сайте. Немного расстроило, что оказалось, что указаны оптовые цены. Но все равно не так дорого вышло как у других производителей. Пока никаких нареканий к работе нет.

Иванченко Екатерина, г. Москва

Заказывали контейнеры и урны для строительной площадки. Остались довольны качеством, ценой продукции и обслуживанием персонала. Спасибо Вам за работу!

Ирина, Подольский район

Приобрели для матери под Серпуховым деревянный домик. Решили все сооружения на участке выполнять в едином стиле. Поэтому заказали напрямую с Ремонтно-Механического завода сплошные деревянные заборы. О выборе не пожалели — ограждение выглядит гармонично, выгодно дополняют дом и хорошо смотрятся на фоне природы.

Валерий, г. Серпухов

Стеллажи для торговых площадей и складов приобретаю на этом заводе неоднократно. Очень доволен ассортиментом, качеством товара, ценовой политикой фирмы и обслуживанием персонала. Всем рекомендую!

Николай, Серпуховской район

Недавно купил дом под Климоквом. Заказал тут ставни. Цены приемлемые, сроки выполнения заказа короткие, персонал опытный и вежливый. В будущем планирую заказать у вас еще и навес для автомобиля, а также распашные ворота.

Василий Мизайлович Ч., г. Климовск

Заказали решетки на окна, всем довольны.

Михаил, г. Подольск

Каркас представляют собой систему, состоящую из стержневых несущих элементов — вертикальных (колонн) и горизонтальных балок (ригелей), объединенных жесткими горизонтальными дисками перекрытий и системой вертикальных связей.

Основное компоновочное преимущество каркасных систем в свободе планировочных решений, в связи с редко расставленными колоннами, имеющие укрупненные шаги в продольном и поперечном направлениях. Системе присуще четкое разделение на несущие и ограждающие конструкции. Несущий остов (колонны, ригели и диски перекрытий) воспринимает все нагрузки, а наружные стены выполняют роль ограждающих конструкций, иногда воспринимая только собственный вес (самонесущие стены). Это дает возможность применять материалы прочные и жесткие — для несущих элементов каркаса, и тепло — звукоизоляционные материалы — для ограждающих. Использование высокоэффективных материалов позволяет добиться снижение веса здания, что положительно сказывается на статических свойствах здания.

Каркасы, применяемые в гражданском строительстве, можно классифицировать по следующим признакам:

1. По характеру статической работы: (рис. 16.1)

  • рамные — с жестким соединением несущих элементов (колонны, ригели) в узлах в ортогональных направлениях плана здания. Каркас воспринимает все вертикальные и горизонтальные нагрузки.
  • рамно-связевые — с жестким соединением в узлах колонн и ригелей в одном направлении плана здания (создание рамных конструкций) и вертикальными связями, расставленными в перпендикулярном направлении рамам каркаса. Связями служат стержневые элементы (крестовые, портальные) или стеновые диафрагмы., соединяющие соседние ряды колонн. Вертикальные и горизонтальные нагрузки воспринимаются рамами каркаса и вертикальными пилонами жестких связей.
  • связевые — отличаются простотой конструктивного решения соединений колонн с ригелями, дающее подвижное (шарнирное) закрепление. Каркас (колонны, ригели) воспринимает только вертикальные нагрузки. Горизонтальные усилия передают на связи жесткости — ядра жесткости, вертикальные пилоны, стержневые элементы.
2. По материалам:
  • железобетонный каркас , выполняемый в сборном, монолитном или сборномонолитном вариантах.;
  • металлический каркас , часто применяемый при строительстве общественных и многоэтажных гражданских зданий, возводимых по индивидуальным проектам;
  • деревянный каркас в зданиях не выше двух этажей.
3. По составу и расположению ригелей в плане здания:
  • с продольным, поперечным, перекрестным или безригелъным решением.

Рамная система

Рамная система каркасных зданий обладает большой жесткостью, устойчивостью и создает максимальную свободу планировочных решений. Система обеспечивает надежность в восприятии нагрузок и равномерность деформаций рам, расположенных в здании в продольном и поперечном направлениях. Недостаток (при сборном железобетонном каркасе) — сложность в унификации узловых соединений из-за разных величин усилий в них по высоте здания. Такое решение железобетонного каркаса наряду со стальным находит применение в сложных грунтовых условиях и в сейсмических районах.

При изготовлении рамного каркаса из сборного железобетона применяется разрезка его несущих элементов на Г-Т-Н — образные элементы, позволяющая перенести узловые соединения в наименее напряженные участки — места нулевых изгибающих моментов от вертикальных нагрузок.

Рамно-связевая система

Рамно-связевая система обеспечивает пространственную жесткость за счет совместной работы поперечных рам, вертикальных диафрагм жесткости и перекрытий, выполняющих функцию жестких горизонтальных дисков. Вертикальные нагрузки передают на каркас как на рамную систему. Горизонтальные нагрузки, действующие перпендикулярно плоскости рам, воспринимают вертикальные диафрагмы жесткости и диски перекрытий, а нагрузки, действующие в плоскости рам, воспринимает рамно-связевой блок, состоящий из вертикальных диафрагм жесткости и рам каркаса.

В результате проведенных теоретических исследований доказано, что рамно-связевая система удовлетворяет условию минимального расхода материала в несущих вертикальных конструкциях при нулевой жесткости поперечных рам, то есть когда система превращается в чисто связевую.

Связевая система

Связевая система все вертикальные нагрузки передает на стержневые элементы каркаса (колонны и ригели), а горизонтальные усилия воспринимают жесткие вертикальные связевые элементы (стеновые диафрагмы и ядра жесткости), объединенные между собой дисками перекрытий. В связевом каркасе ограничена прочность и жесткость стыков ригелей с колоннами. Узлы конструируют податливами с помощью стальных связей («рыбок»), ограничивающих защемление.

Внедрение связевой системы в производство элементов сборного железобетонного каркаса позволило провести широкую унификацию его основных элементов (колонн и ригелей) и их узловых соединений.

Разработана номенклатура индустриальных железобетонных изделий серии 1.020-1 (рис. 16.2), позволяющая возводить как гражданские, так и промышленные каркасно-панельные здания любой конфигурации и этажности.

В состав номенклатуры серии помимо колонн и ригелей, включены панели перекрытий, диафрагм жесткости и наружных стен.

Из унифицированных элементов могут быть запроектированы каркасы с продольным и поперечным расположением ригелей.

Габаритные схемы

Габаритные схемы компонуются на следующих условиях:

  • оси колонн, ригелей и панелей диафрагм жесткости совмещены с модульными осями здания;
  • шаг колонн в направлении пролета плит перекрытий равен 3,0; 6,0; 7,2, 9,0 и 12,0 м.
  • шаг колонн в направлении пролета ригелей соответствует 3,0; 6,0; 7,2 и 9,0м,
  • высота этажей в соответствии с назначением и укрупненным модулем ЗМ составляет 3,3; 3,6; 4,2; 6,0 и 7,2 м.

Кроме того для квартирных и специализированных жилых домов (пансионаты, гостиницы, общежития и т.п.) высота этажей принимается равной 2,8 м.

Компоновка диафрагм жесткости может быть разнообразной, но предпочтительнее устройство пространственных связевых систем открытого или замкнутого сечений.

Конструктивные элементы

Колонны

имеют высоту в 2-4 этажа, что позволяет в зданиях, с соответствующей этажностью, применять бесстыковые колонны. Наряду с бесстыковыми колоннами в номенклатуру включены следующие типы колонн: — нижние высотой в два этажа и расположением низа колонны ниже нулевой отметки на 1,1м.; средние — высотой в три-четыре и верхние в один-три этажа. Предусмотрены колонны сечением 30×30 см для зданий высотой до 5-ти этажей и колонны сечением 40×40см для всех остальных. Колонны выпускаются двухконсольнымии и одноконсольными. Двухконсольные колонны устанавливают по средним и крайним рядам при навесных панелях наружных стен. Одноконсольные колонны располагают по крайним рядам при самонесущих наружных стенах и по средним рядам при одностороннем примыкании стен-диафрагм жесткости в лестничных клетках. Стык осуществляется на сварке выпусков арматуры с последующим омоноличиванием и расположением его выше плоскости консоли на 1050 мм.

Ригели — таврового сечения с полкой понизу для опирания плит перекрытия, что уменьшает его конструктивную высоту. Стык ригеля с колонной выполняет со скрытой консолью и приваркой к закладным деталям консоли и колонны (частичное защемление).

Перекрытия — многопустотные плиты высотой 220 мм и пролетом до 9,0м,. Плиты типа 2Т применяют для пролетов 9 и 12м. Элементы перекрытий разделяют на рядовые и связевые (плиты распорки). Связевые плиты перекрытия устанавливают между колоннами в направлении перпендикулярном ригелям, обеспечивая их устойчивость,

Перекрытия испытывают поперечный изгиб от вертикальных нагрузок и изгиб в своей плоскости от горизонтальных (ветровых, динамических) воздействий.

Необходимая жесткость горизонтального диска перекрытия, собираемого из сборных железобетонных элементов, достигается установкой связевых плит-распорок между колоннами, сваркой закладных соединительных элементов и устройством шпоночных швов из цементного раствора между отдельными плитами. Полученный жесткий горизонтальный диск, воспринимая все нагрузки, включает в совместную работу вертикальные диафрагмы жесткости.

Стены — диафрагмы жесткости монтируют из бетонных панелей высотой в этаж, толщиной 140мм. и длиной, соответствующей расстоянию между колоннами в пределах, которых они установлены. При шаге колонн 7,2 и 9,0м стены-диафрагмы проектируют составными из двух-трех панелей, с координационными размерами по ширине 1,2, 3,0 и 6,0 м. Они могут быть глухими или с одним дверным проемом. Элементы диафрагм жесткости между собой и элементами каркаса соединяют сваркой закладных деталей, не менее чем в двух местах по каждой стороне панели с последующим замоноличиванием.

Шаг диафрагм определяется расчетом, но не превышает 36,0 м.

Панели наружных стен могут быть запроектированы самонесущими или ненесущими (навесными) конструкциями, (рис. 16.3). Разрезка стен на панели — двухрядная. В номенклатуру входят поясные простеночные, под карнизные, парапетные, цокольные панели.

Панели самонесущих стен устанавливают по цементно-песчаному раствору на цокольные или простеночные панели и крепят поверху к закладным деталям колонн. Панели ненесущих стен навешивают на ригели, консоли или опорные металлические столики колонн и закрепляют в плоскости перекрытия.

Привязка панелей самонесущих и несущих стен к каркасу единая — с зазором 20 мм между наружной гранью колонны и внутренней гранью панели наружной стены.

Изоляция стыков панелей решена по принципу закрытого стыка.

Московская строительная индустрия создала серию КМС-К1, также основанную по принципу работы связевой системы.

Компоновка каркаса здания может осуществляться как с продольным, так и поперечным расположением ригелей (рис. 16.4).

Компактные в плане отапливаемые здания длиной до 150 м проектируют без температурных швов. Здания с изрезанным очертанием плана, приводящее к ослаблению горизонтальных дисков перекрытий, расчленяют на температурные блоки, длина которых увязана с членением объемной формы здания, но не превышает 60 м.

Как и в серии 1.020.1 каркас KMC-KI собирают из колонн, ригелей, плит перекрытий, панелей жесткости и навесных панелей наружных стен.

Колонны — выполняют одно- и двух-этажными, единого сечения 400×400 мм, а их несущая способность меняется с изменением марок бетона и процента армирования переходом от гибкой (стержни) к жесткой (стальные профили) арматуре. В серии предусмотрены колонны рядовые, фасадные и колонны с вылетом консолей до 1,2 или 1,8 м., служащие опорами для плит балконов и лоджий.

Стык колонны располагают на 710 мм выше плиты перекрытия, что упрощает монтаж. При монтаже колонн применяют специальные кондукторы, обеспечивающие соосность. Соединение осуществляется ванной сваркой плоских торцов колонн, с последующей инъекцией цементного раствора.

Ригели — таврового сечения высотой 450, 600 и 900 мм (последний для пролетов в 12,0 м). Колонну соединяют с ригелем при помощи его опирания на скрытую (в высоте ригеля) консоль и с частичным защемлением установленной по верхней полки ригеля специальной фасонки — «рыбки », а также сваркой с закладными элементами консоли колонны. Значения воспринимаемых таким узлом изгибающих моментов и растягивающих усилий ограничены пределом текучести « рыбки». Поэтому в расчетах при восприятии вертикальных нагрузок защемление ригеля на опоре не учитывают, рассматривая его как шарнирное соединение.

Различают ригели рядовые и фасадные. Ригель фасадный имеет Z-образную форму, которая диктуется особенностью его работы — опирание плит перекрытий на нижнюю полку с одной стороны и навеской наружных стеновых панелей на верхнею полку с другой стороны.

Перекрытия — выполняют из многопустотных настилов высотой в 220 мм. Настилы различают в соответствии с размещением в плане — рядовые, фасадные, настилы-распорки, сантехнические и доборные.

Для создания единого диска перекрытия боковые поверхности настилов имеют шпоночные углубления, которые (после их раскладки) замоноличивают, создавая шпоночные швы, воспринимающие сдвигающие усилия.

Стены жесткости — проектируют из железобетонных панелей высотой на этаж и толщиной в 180 мм. Они имеют одну или две полки для опирания настилов перекрытий. Соединение с несущими элементами каркаса осуществляют при помощи стальных сварных связей числом не менее двух по каждой стороне.

Панели наружных стен — могут иметь горизонтальную или вертикальную разрезку по фасадной плоскости здания (рис. 16.5).

При двухрядной (горизонтальной) разрезки панели наружных стен подразделяют на поясные (ленточные), простеночные и угловые.

Координационные размеры панелей наружных стен горизонтальной разрезки по длине соответствуют шагу колонн, а по высоте составляют — 1,2; 1,5; 1,8 и 3,0 м. Простеночные панели могут быть высотой в — 1,5; 1,8 и 2,1 м, а шириной кратны модулю 300 мм.

При вертикальной разрезке — все размеры панелей по длине и высоте кратны модулю 300 мм.

Узел опирания панелей наружных стен унифицирован для разных систем разре-зок на панели фасадных плоскостей. Панели опирают на несущую конструкцию перекрытия (ригель, или настил) на глубину в 100 мм и приваривают при помощи закладных и соединительных элементов на расстоянии 600 мм в плане от оси колонны. Верх панели крепят к колонне, так же с помощью сварки соединительных элементов.

Горизонтальные стыки панелей наружных стен осуществляются в четверть с нахлесткой в 75 мм. Изоляция вертикальных и горизонтальных сопряжений панелей выполняется по принципу закрытого стыка.

Система позволяет создать многовариантные объемно-планировочные решения за счет применения колонн с консолями больших вылетов (1,2-1,8 м) для создания лоджий, консольных ригелей с вылетом до 3,0 м, образуюипгх выступающие объемы. Возможно устройство зальных помещений с пролетами в 18,0-24,0 м. Разнообразие архитектурных композиций зданий достигается применением двухрядной (горизонтальной) и вертикальной разрезки, так же различных вариантов защитно-отделочных слоев наружных стеновых панелей.

Преобладающим видом промышленных зданий являются одноэтажные (примерно 64% всех промышленных зданий). Это объясняется требованиями технологии, возможностью передачи нагрузок от тяжеловесного оборудования непосредственно на грунт, сравнительной простотой и экономичностью их возведения.

Конструктивные схемы одноэтажных промышленных зданий разнообразны (рис. 1): наиболее распространенными являются од- нопролетная и многопролетная рамные схемы каркасов с системой покрытий (плоской и пространственной) в виде куполов и вантовых конструкций. По виду материалов конструкции каркасов бывают железобетонные и стальные. Железобетонные каркасы могут быть монолитными и из типовых сборных железобетонных элементов заводского изготовления.

Каркас одноэтажного здания с покрытием из плоских элементов состоит из поперечных рам, образованных защемленными в фундаментах колоннами, и шарнирно опирающимися на колонны стропильными фермами или балками. В продольном направлении рамы связаны подкрановыми балками, балками-распорками, подстропильными фермами, жестким диском покрытия и- в необходимых случаях — стальными связями. Жесткий диск образуют плиты, приваренные к стропильным фермам или к балкам с последующим замоноличиванием швов. Плоские конструкции перекрывают пролеты до 36 м.

Пролетом называется внутренний объем, ограниченный двумя рядами колонн и торцовыми стенками.

В связи с массовым выпуском унифицированных 6-м стеновых и оконных панелей в крайних рядах колонн чаще принимают 6-м шаг. В целях эффективного и маневренного использования производственных площадей в средних рядах колонн наиболее распространен 12-м шаг.

Пролеты одноэтажных промышленных зданий принимают равными 12, 18, 24, 30 и 36 м для цехов с крановыми нагрузками и от 12 до 48 м и более для бескрановых цехов.

Колонны сборные железобетонные могут быть сплошными прямоугольного сечения и двухветвевыми.

Рис. 1. Схемы покрытий одноэтажных пролетных зданий а — плоская по стропильным и подстропильным фермам; б — по решетчатым прогонам и стропильным фермам; в — пространственная система покрытия с оболочкой двоякой кривизны

Сплошные колонны применяют в бескрановых цехах и при наличии кранов грузоподъемностью до 30 104 Н и высоте здания до 10,8 м; сквозные — при кранах грузоподъемностью более 30 104 Н и высоте здания свыше 10,8 м.

Двухветвевые колонны имеют в нижней подкрановой части две стойки (ветви), соединенные распорками по высоте через 1,5-3 м, а в верхней надкрановой части — сплошное прямоугольное сечение.

По расположению в здании колонны бывают крайние и средние. К крайним колоннам с наружной стороны примыкают стеновые ограждения. Крайние колонны, в свою очередь, подразделяют на основные, воспринимающие нагрузки от стен, кранов и конструкций покрытия, и фахверковые, служащие только для крепления стен. Стальные фахверковые колонны (рис. 2) устанавливают в торцах здания и между основными колоннами у продольных стен при шаге основных колени 12 м и 6-м стеновых панелях. В ряду выделяют связевые колонны, соединенные стальными вертикальными связями для восприятия горизонтальных сил.

Колонны армируют сварными каркасами и формуют при прямоугольном сечении из бетона марки 200; двухветвевые — из бетона марок 300-400. Во всех колоннах в местах опирания стропильных конструкций и подкрановых балок, в крайних колоннах на уровне швов стеновых панелей, в связевых колоннах в местах примыкания продольных связей имеются закладные элементы, заанкеренные в бетон или приваренные для фиксации положения к рабочей арматуре. Закладные стальные трубки диаметром 50-70 мм образуют отверстия, используемые для строповки при распалубке и монтаже. Закладные элементы в местах опирания подкрановых балок и стропильных конструкций представляют собой стальной лист с пропущенными сквозь него анкерными болтами.

Для соединения с фундаментом колонну заводят в стакан на глубину до 0,85 м при прямоугольном сечении и до 1,20 м при двухветвевом изамоноличивают бетоном марки, равной марке бетона в колонне.

В поперечном направлении устойчивость зданий обеспечивается жесткостью заделанных в фундамент колонн и жестким диском покрытия, в продольном направлении — дополнительно стальными связями, устанавливаемыми по всем рядам между колоннами и опорами стропильных конструкций.

Межколонные стальные связи располагают в среднем шаге тем- ператуного отсека в бескрановых зданиях при высоте помещений до 10,8 м в пределах подземной высоты колонн; в зданиях с опорными кранами — при любой высоте помещений в пределах высоты подкрановой части колонн. По схеме стальные связи подразделяют на крестовые и портальные.

Межколонные стальные связи располагают в среднем шаге тем- ператуного отсека в бескрановых зданиях при высоте помещений до 10,8 м в пределах подземной высоты колонн; в зданиях с опорными кранами — при любой высоте помещений в пределах высоты подкрановой части колонн.

Рис. 2. Стальной торцовый фахверк а — стойки фахверка; б — ригели

Для перемещения мостовых кранов по колоннам монтируют железобетонные или стальные подкрановые балки. Железобетонные подкрановые балки применяют в зданиях с опорными кранами грузоподъемностью до 30 104 Н, с шагом основных колонн 6 и 12 м. Балки таврового сечения с предварительным напряжением арматуры формуют из бетона марок 300-500.

Крепят подкрановую балку к консоли колонны анкерными болтами, пропущенными через опорный лист, а к шейке колонны путем приварки вертикального листа к закладным пластинам. На торцовых подкрановых балках устанавливают стальные торцовые упоры.

В качестве несущих конструкций покрытий одноэтажных промышленных зданий применяют: сборные железобетонные плиты типа КЖС размером 1,5 X 12, 3 X 12, 3 X 24 м, которые опираются на продольные обвязочные и подстропильные железобетонные балки; железобетонные стропильные балки (односкатные, двухскатные и с параллельными поясами) для пролетов до 18 м; железобетонные фермы для пролетов до 24 м; железобетонные арки для пролетов более 36 м; стальные фермы для пролетов более 24 м; пространственные конструкции в виде сферических и цилиндрических оболочек из сборных железобетонных плит; монолитные и сборные железобетонные своды-оболочки и купола; пространственные конструкции покрытий типа «Структура» из стальных элементов для перекрытий ячеек 12 X 18, 12 X 24, 18 X 24, 24 X 24 и 30 X 30 м.

Железобетонные балки и фермы. Все конструкции, несущие покрытие, подразделяют на стропильные и подстропильные. Стропильные конструкции перекрывают пролет и подобно стропилам непосредственно поддерживают настил кровли. Подстропильные конструкции перекрывают 12-м и 18-м шаги колонн и образуют промежуточные опоры для стропильных конструкций, расположенных с 6-м шагом.

По схеме восприятия внешних и распределению внутренних усилий эти конструкции представлены балками и фермами.

Балка — одноэлементная конструкция, на которую плиты могут опираться по всему пролету (рис. 3); ферма — составная стержневая конструкция, нагрузка на которую может передаваться только в узловых соединениях (рис. 4). Собственная масса фермы в 1,5-2 раза меньше массы балки.

Перед установкой к опорным узлам стропильных конструкций приваривают опорные листы, затем опорные листы приваривают к оголовкам колонн; монтажное крепление — на анкерных болтах. Подстропильные балки и фермы непосредственно приваривают к оголовкам колонн. Крепление стропильных конструкций к подстропильным аналогично креплению к колоннам.

Арки. При больших пролетах зданий 36 м и более экономичной конструкцией покрытия считаются трехшарнирные, двухшарнир- ные и бесшарнирные железобетонные арки. Распор арки воспринимается затяжкой или же передается на фундаменты и грунты основания. Арки преимущественно собирают из сборных элементов, напрягаемой затяжки и подвесок.

Арки. При больших пролетах зданий 36 м и более экономичной конструкцией покрытия считаются трехшарнирные, двухшарнир- ные и бесшарнирные железобетонные арки.

Рис. 3. Покрытие по железобетонным бяшгам 1 – фундамент; 2 — фундаментная балка; 3 — колонна; 4 — иоде!цивильные балки; стропильная балка; 6 — плвта покрытия

Рис. 4. Покрытие по железобетонным стропильным и подстропильным фермам

Рис. 5. Железобетонные арки а — схемы бесшарнирной, двухшарнирной и трехшарнирной арок; б — монолитная арка: 1 — арка; 2 — затяжка; 3 — подвеска

Своды, оболочки, купола представляют собой тонкую железобетонную монолитную или сборную из элементов заводского изготовления плиту (собственно оболочку), изогнутую по заданной расчетной кривой, усиленную по свободным краям бортовыми элементами и опирающуюся на диафрагмы или опорные кольца.

Стальные стропильные и подстропильные фермы применяют для перекрытия пролетов 24, 30, 36, 42 м и более с шагом колонн 12 и 18 м.

Стропилг-чые фермы опираются на железобетонные или стальные колонны, но могут быть оперты и на кирпичные столбы или подстропильные фермы.
По очертанию верхнего пояса различают фермы с параллельными поясами, трапециевидные, сегментные и треугольные.

Подстропильные стальные фермы одновременно служат в качестве продольных вертикальных связей между колоннами, поэтому их проектируют обычно с параллельными поясами.

Легкие стальные конструкции каркасов промышленных зданий. В последние годы в промышленном строительстве все более широко применяют легкие стальные конструкции каркасов. Отличительные особенности этих конструкций: они предназначены для зданий с легкими ограждающими конструкциями стен и кровли с использованием синтетических материалов — светопрозрачных обшивок, легких утеплителей; их изготовляют из тонкостенных трубчатых и прокатных профилей, которые соединяют при помощи склеивания, самонарезных болтов, точечной сварки. В результате металла расходуется на 25-50% меньше по сравнению с расходом его на обычные металлические конструкции.

Легкие стальные конструкции каркасов промышленных зданий. В последние годы в промышленном строительстве все более широко применяют легкие стальные конструкции каркасов.

Рис. 6. Блок покрытий типа «Структура»

Легкие несущие конструкции заводского изготовления представлены фермами из круглых и прямоугольных труб, тонкостенными прогонами, колоннами постоянного сечения из широкополочных прокатных и сварных профилей, П-образных рам и покрытий типа «Структура».

«Структура» — это пространственная стержневая система, используемая обычно как несущая конструкция покрытия и представляющая собой ряд пересекающихся между собой ферм, расположенных наклонно или вертикально. Обычно решетка этих ферм треугольная из одинаковых элементов. Элементы поясов также имеют постоянное сечение, все узлы одинаковы (рис. 6).

Покрытие такого типа является уникальным, красивым и экономичным, и его широко применяют в гражданском и промышленном строительстве. Используют «Структуры» главным образом для пролетов до 50 м (при опирании по контуру). Устройство консолей увеличивает область рационального применения их. В уникальных конструкциях пролеты превышают 100 м.

Каркасы одноэтажных промышленных зданий

Производственные здания возводятся для обслуживания конкретного технологического процесса и выпуска соответствующей продукции. Если элементы продукции имеют небольшой вес, их перемещение в процессе изготовления может организовываться по вертикали. В этом случае производственные здания могут быть многоэтажными, это позволяет существенно уменьшить площадь застройки. Если же элементы продукции имеют большой вес (тонны), их перемещение в процессе изготовления организуется по горизонтали. В этом случае необходимы одноэтажные производственные здания.

Все здания состоят из ограждающих и несущих элементов. В отдельных случаях возможно совмещение этих функций в одном элементе. Ограждающие элементы защищают технологический процесс от климатических воздействий, дают возможность выпускать продукцию независимо от погоды и места расположения производственного здания. Несущие элементы воспринимают нагрузки от атмосферных воздействий, технологического, подъемно-транспортного оборудования, выпускаемой продукции, сырья и т. д. и через фундаменты передают их на основание. Комплекс несущих элементов, воспринимающих все возможные в конкретных условиях действующие нагрузки на фундаменты, называется каркасом .

По числу пролетов одноэтажные здания и соответственно их каркасы бывают однопролетными 1a и многопролетными 1б

1а 1 б

В однопролетных зданиях легче решаются вопросы естественного освещения и вентиляции, но увеличивается периметр наружных стен,
и соответственно растут теплопотери в холодное время года. Технологическая линия выпуска продукции вытягивается в длину, организация изготовления полуфабрикатов в одном пролете затрудняется, усложняются пути их подачи в основной процесс. В многопролетных зданиях
зат­­руднен отвод дождевых и талых вод, естественное освещение и вентиляция, но удобно размещать в параллельных пролетах сопутствующие производства, сокращается периметр наружных стен и теплопотери. Для улучшения естественного освещения и вентиляции внутренних пролетов в многопролетных зданиях над стропильными фермами устраивают фонари (рис 2, а ) или пролеты здания делают разновысокими (рис.2, б ).

Для улучшения освещения средних пролетов можно покрытие или его участки делать светопрозрачными.

В настоящее время чаще применяются многопролетные (с двумя или более пролетами) производственные здания.

В однопролетных зданиях легче решаются вопросы естественного освещения и вентиляции, но увеличивается периметр наружных стен, и соответственно растут теплопотери в холодное время года.

По виду обслуживающего производственный процесс подъемно-транспортного оборудования каркасы зданий делятся на бескрановые, здания с мостовыми и подвесными кранами. Перемещения относительно не­боль­ших грузов по стабильному пути может осуществляться напольными или подвесным конвейерами. В каркасах, не несущих нагрузок от подъемно-транспортного оборудования, перемещение продукции может осуществляться козловыми кранами или другим перемещающимся по полу подъемно-транспортным оборудованием. Но в этом случае значительная часть площади здания исключается из технологического процесса.

Наиболее универсальным подъемно-транспортным оборудованием производственных зданий являются мостовые краны (рис..3). Они
перемеща­ются по крановым рель­сам, уложенным на подкрановые балки. Последние уложены на кон­­­соли или уступы колонн каркаса или на колонны подкрановой эста­­­кады на высоте нес­кольких метров от пола. Мостовые краны могут дос­тавить груз в любую точку обслуживаемой площади. Грузоподъем­ность их может быть до 1200 тонн.

Подвесные краны (кран-балки) перемеща­ются по двум или трем двутаврам типа M (рис.4, б ), подвешенным к стропильным фермам. Это делает стропильные фермы более тяжелыми. Подвесные краны имеют грузоподъемность до 30 тонн и обслуживают площадь, как и мостовые.

Вспомогательным подъемно-транспортным оборудованием является монорельс с перемещающимся по нему тельфером (рис..4). Он обслуживает линию, грузоподъемность его до 5 тонн и управлять им можно с пола, для этого имеется дистанционный пульт.

Вспомогательным подъемно-транспортным оборудованием является монорельс с перемещающимся по нему тельфером (рис..4). Он обслуживает линию, грузоподъемность его до 5 тонн и управлять им можно с пола, для этого имеется дистанционный пульт.

Для обслуживания узких зон помещений вдоль стен иногда применяются консольные краны. Для их работы требуется три балки, одна из них воспринимает вертикальную нагрузку, две другие – горизонтальную (пару сил от момента в консоли).

Для обслуживания узких зон помещений вдоль стен иногда применяются консольные краны. Для их работы требуется три балки, одна из них воспринимает вертикальную нагрузку, две другие – горизонтальную (пару сил от момента в консоли).

Схемы поперечных рам зданий с подвесными кранами: а – с монорельсом и тельфером; б – с подвесным двухопорным краном; в – схема подвески тельфера к монорельсу и крана к балкам путей

Каркасы производственных зданий в целом чаще всего являются рамно-связевыми системами. Устойчивость их в поперечном направлении обеспечивается рамами – конструкциями с жесткими узлами, состоящими из основных колонн и ригелей – поперечных несущих элементов каркаса. Соединение колонн с фундаментами в поперечном направлении обычно делается жестким, что удобнее в процессе монтажа. Жесткое соединение ригелей с колоннами уменьшает деформации рам от поперечных нагрузок, но сложнее по конструкции. Жесткое сопряжение ригелей с колоннами не следует применять, если возможны неравномерные просадки основания. В многопролетных каркасах поперечные деформации меньше, чем в однопролетных, так как в работу на местные поперечные нагрузки (от кранов) вовлекается большее количество колонн.

В продольном направлении основные колонны каркаса обычно в фундаментах закрепляются шарнирно. Устойчивость каркаса в продольном направлении обеспечивается связями и продольными элементами каркаса. Продольными элементами каркасов являются подкрановые балки, подстропильные фермы, распорки связей, настил. Сами связи, работая на растяжение или сжатие, обеспечивают неподвижность в продольном направлении (закрепляют) отдельных точек рам. Распорки закрепляют эти же точки в соседних рамах.

Другим назначением связей являются обеспечение удобства монтажа, создание жестких блоков для восприятия местных (крановых) нагрузок, закрепление в проектном положении элементов конструкций.

  • Вы узнаете тенденции развития строительной отрасли, и это позволит вам спланировать развитие вашей компании.
  • Вы получите алгоритм планирования и контроля СМР, который позволит вам привести в порядок процесс разработки календарных графиков в вашей организации.
  • Вы узнаете правильную структуру и степень детализации КСГ и ГПР, что позволит избежать планирования ради планирования.
  • Вы узнаете стратегию развития управления проектами, благодаря которой сможете реализовать полученные знания на практике в вашей организации.
  • Вы сможете подобрать оптимальное программное обеспечение для управления проектами и сэкономить на ненужном функционале.

9.4.1. Общие положения

Монтажными элементами промышленных зданий со стальными каркасами являются колонны, подкрановые балки, подстропильные и стропильные фермы, элементы фахверка, связи, стальной профилированный настил.

Габаритные размеры отправляемых на стройки конструкций зависят от условий перевозки. Часто масса конструкции оказывается меньше грузоподъемности монтажного крана и перед монтажом конструкцию укрупняют. Это позволяет сократить количество подъемов крана, а значит ускорить монтаж. При монтаже укрупненных конструкций достигается главное — сокращение времени работы на высоте, более рациональное использование монтажного оснащения и улучшение условий работы.

Стальные конструкции поступают с заводов-изготовителей частями (отправочными марками). Строительные конструкции делят на составные части, если они не помещаются на железнодорожную платформу или на специально оборудованные полуприцепы к тягачам. Для укрупнения металлоконструкций в монтажные блоки на строительной площадке оборудуют площадки укрупнительной сборки на складе конструкций или в непосредственной близости от зоны монтажа.

Стальные фермы, балки и колонны, имеющие в стыках сборочные отверстия, фиксирующие взаимное расположение частей укрупняемых элементов, собирают на стеллажах в горизонтальном положении с применением болтов и пробок, которые фиксируют взаимное положение элементов и предотвращают их сдвиг. Если нет сборочных отверстий в местах соединения конструкций, то к стеллажам крепят фиксаторы, по которым определяют основные размеры укрупняемого элемента. Когда в собираемой конструкции в местах примыкания к фиксаторам имеются монтажные отверстия, то в фиксаторах также сверлят отверстия и конструкции крепят к фиксаторам болтами.

Стальные подкрановые балки для крайних рядов колонн укрупняют в вертикальном положении вместе с тормозными конструкциями. Одновременно с укрупнительной сборкой конструкции обстраивают лестницами, люльками, натягивают предохранительные канаты. На конструкции прикрепляют детали, необходимые для монтажа и сборки непосредственно в проектном положении.

Для одноэтажных зданий с металлическим каркасом рекомендуется комплексный монтаж, когда в отдельной монтажной ячейке последовательно устанавливаются колонны, подкрановые балки, подстропильные и стропильные фермы, укладывается кровельное покрытие.

9.4.2. Монтаж колонн

Металлические колонны, устанавливаемые на сплошные бетонные фундаменты, можно опирать:

■ на заранее заделанные в фундаменты анкерные болты с подливкой в местах соединения цементного раствора после выверки установленной колонны по двум взаимно перпендикулярным осям;

■ непосредственно на поверхность фундаментов, возведенных до проектной отметки фрезерованной подошвы колонны без последующей подливки цементным раствором;

■ на заранее установленные, выверенные (со слоем цементного раствора при необходимости) стальные опорные плиты с верхней строганой поверхностью (безвыверочный монтаж).

При подготовке колонн к монтажу на них наносят следующие риски: продольной оси колонны на уровне низа колонны и верха фундамента.

Колонны, устанавливаемые на фундаменты, обеспечивают только анкерными болтами при наличии у колонны широких башмаков и при их высоте до 10 м. Более высокие колонны с узкими башмаками кроме крепления на болтах расчаливают в плоскости наименьшей жесткости с двух сторон. Расчалки закрепляют на верхней части колонны до ее подъема и при установке раскрепляют к якорям или рядом расположенным фундаментам. После натяжения расчалок с колонны можно снимать стропы.

Снимать расчалки можно только после закрепления колонн постоянными элементами. Устойчивость колонн в направлении оси здания обеспечивают подкрановыми балками и связями, установленными после монтажа первой пары колонн и соединяющей их подкрановой балки.

Металлические колонны, устанавливаемые на фундаменты, закрепляют в процессе монтажа анкерными болтами (рис. 9.41). Если под основание колонны подложены металлические прокладки, то они должны быть приварены. Колонны верхних ярусов (например, во встроенной этажерке) крепят высокопрочными болтами или сваривают.

Р и с. 9.41. Схема установки (а) и постоянного закрепления (б) металлической колонны на опоре:

1- фундаментная плита; 2 — опорная плита (башмак); 3 — колонна; 4 — колпачок для сохранения резьбы при монтаже; 5 — анкер; б — гайка; 7 — сварка

Выверка конструкций каркаса, особенно колонн, требует больших затрат труда. Применение метода безвыверочного монтажа позволяет улучшить качество работ при одновременном сокращении сроков возведения сооружения.

Для безвыверочного монтажа необходима соответствующая подготовка конструкций на заводе-изготовителе и на строительной площадке. Повышенная точность изготовления конструкций обеспечивается следующим:

■ конструкции башмака колонн и опорной плиты башмака изготовляют и поставляют на объект раздельно;

■ торцы двух ветвей колонн должны быть фрезерованными;

■ опорные плиты изготовляют строгаными.

К каждой опорной плите должны быть приварены 4 планки с нарезными отверстиями для установки болтов; на ветви колонн должны быть нанесены осевые риски.

При безвыверочном способе монтажа стальные колонны опираются на стальную плиту. В этом случае поверхность фундаментов бетонируют ниже проектной отметки на 50…60 мм и после точной установки плиты подливают цементным раствором. Опорную плиту устанавливают регулировочными болтами на опорные планки, которые должны быть забетонированы в фундамент заподлицо с его поверхностью как закладные детали. Опорную плоскость плиты выставляют регулированием гаек установочных винтов по нивелиру. Величина фактической отметки опорной плиты не должна отличаться от проектной больше, чем на 1,5 мм.

При установке колонны осевые риски на ее ветвях совмещают с рисками, нанесенными на опорных плитах, что обеспечивает проектное положение колонны, и она может быть закреплена анкерными болтами. Дополнительного смещения колонны для выверки по осям и по высоте в этом случае не требуется. После установки расчалок к смонтированным конструкциям колонн и их натяжения начинают монтировать подкрановые балки. Установленные по осевым рискам подкрановые балки не требуют дополнительной выверки. После их закрепления на болтах снимают расчалки.

9.4.3. Монтаж подкрановых балок

Подкрановые балки устанавливают сразу после монтажа колонн в монтажной ячейке. При подъеме подкрановую балку удерживают двумя оттяжками. Принимающие балку на высоте монтажники находятся на подмостях или площадках, на монтажных лестницах. Они удерживают конструкцию от соприкосновения с ранее установленными элементами и разворачивают ее в нужном направлении перед установкой. Правильность опускания балки контролируют по совпадению рисок продольной оси на балке и консоли, а также по риске ранее установленной балки. Отклонение от вертикали устраняют, устанавливая под балку металлические подкладки. Балку временно крепят анкерными болтами.

При установке колонн с фрезерованными подошвами на фундаменты, забетонированные до проектной отметки, или на строганые металлические плиты положение подкрановых балок выверяют только по направлению главной оси.

9.4.4. Фермы и покрытие из стального профилированного настила

Подготовка фермы к монтажу состоит из следующих операций: укрупнительной сборки, обустройства люльками, лестницами и расчалками, строповки, подъема в зону установки, разворота при помощи расчалок поперек пролета, временного крепления с использованием кондукторов, расчалок, распорок между фермами и оттяжек. Положение фермы выверяют по положению осевых рисок на торцах фермы.

В зависимости от их массы и длины фермы поднимают при помощи траверс одним или двумя кранами. Строповку ферм производят только в узлах верхнего пояса, чтобы в стержнях не возникали изгибающие усилия; фермы стропят в четырех точках траверсами с полу автоматическими захватами дистанционного управления. При больших монтажных нагрузках производят временное усиление элементов деревянными пластинами или металлическими трубами. Первую поднимаемую ферму разворачивают при помощи оттяжек в проектное положение на высоте 0,5…0,7 м над верхом колонн, опускают на монтажные столики, приваренные к колоннам, временно закрепляют на болтах, выверяют и осуществляют окончательное крепление. При подъеме во избежание раскачивания, ее поддерживают четырьмя гибкими оттяжками.

После установки и закрепления первой фермы и раскрепления ее четырьмя растяжками устанавливают вторую, которую связывают с первой при помощи прогонов, связей и распорок, они все вместе образуют жесткую пространственную систему. На колоннах средних рядов ферму дополнительно соединяют болтами с фермами рядом смонтированного пролета.

При схемах здания со стропильными и подстропильными фермами.последние имеют длину 11,75 м и их устанавливают на колонны с зазорами в 25 см. В этом зазоре устанавливают надколонник, на который будет опираться стропильная ферма покрытия.

Покрытия из стального профилированного настила применяют в зданиях с металлическим и железобетонным каркасом для облегчения его массы, а также при монтаже покрытий крупными блоками. На монтаж могут поступать утепленные панели профилированного настила заводского изготовления.

Стальной профилированный настил — это панель из оцинкованного, а затем покрытого антикоррозионным слоем стального листа длиной 3…12 м, толщиной 0,8-1 мм с продольными гофрами высотой 60, 79 мм и более. Ширина листов настила 680…845 мм, длина кратна трем — 6, 9 и 12 м и назначается проектом в соответствии с расположением прогонов ферм (рис. 9.42).

Стальной профилированный настил — это панель из оцинкованного, а затем покрытого антикоррозионным слоем стального листа длиной 3…12 м, толщиной 0,8-1 мм с продольными гофрами высотой 60, 79 мм и более.

Рис. 9.42. Покрытие из стального профилированного настила:

б — схема покрытия; б — соединение листов настила комбинированной заклепкой; в — последовательность установки заклепки, г — крепление настила самонарезающим винтом; д — крепление настила дюбелем: е — дюбель; I — стальной прогон; 2 — настил; 3 — соединение настила с прогоном самонарезающим винтом в месте стыка; 4 — то же, в промежутках (пазах) настила; 5 — заклепка из алюминиевого сплава; 6 — стальной стержень; 7 — самонарезающий винт, 8 — стальная шайба; 9 уплотнительная шайба; 10 — инструмент для постановки заклепок; II — дюбель; 12 — полиэтиленовая прокладка, 13 — полиэтиленовый наконечник

Листы укрупняют в карты на горизонтальных стендах, оборудованных выверенными по размерам карт упорами, и соединяют между собой комбинированными заклепками или контактной точечной сваркой. После раскладки листов ручной электродрелью просверливают отверстия для заклепок в местах соединения листов в волне нахлестки. Отверстия сверлят в соответствии с проектом, обычно через 50…60 см. В просверленные отверстия устанавливают заклепки, соединяя, таким образом листы в единую карту нужного размера.

Покрытия из профилированного настила нецелесообразно монтировать поэлементным (полистовым) способом из-за большой трудоемкости — весь объем работ приходится выполнять на высоте. Чаще монтируют покрытия картами указанных выше размеров. Собранные карты монтируют по ходу монтажа конструкций покрытия (вслед за монтажем колонн и подкрановых балок). Стенд, на котором собираются карты покрытия, переставляют по необходимости краном на новые стоянки.

Карту стропят согласно схеме строповки и в зависимости от размера карты поднимают краном и подают к месту укладки. Настил в виде листов или предварительно укрупненных карт размером 6 х 6, 6 х 12, 12 х 12 м укладывают на прогоны кровли или блока покрытия. Прогоны покрытия устанавливают по узлам ферм, а при применении ферм из прямоугольных замкнутых профилей — непосредственно на верхние пояса ферм. Положение карт профилированного настила подгоняют по рискам разметки мест укладки.

Карты крепят к прогонам самонарезающимися оцинкованными винтами, реже дюбелями и электрозаклепками. Для крепления настилов покрытия к прогону в них предварительно при помощи электроинструмента просверливают сквозные отверстия диаметром 5,5 мм, затем в эти отверстия заворачивают при помощи гайковерта самонарезаю-щиеся винты диаметром 6 мм с постановкой под головку пластмассовой или стальной шайбы.

Для комбинированных заклепок (которые применяют для соединения листов покрытия между собой) в листах также просверливают отверстия диаметром 5 мм, ставят в отверстия заклепки, опуская их головкой стального стержня вниз, а головкой алюминиевой заклепки вверх. Клепку выполняют пневмогидравлическим пистолетом или специальными рычажными клещами. При клепке головку заклепки прижимают вниз и захваченный стальной стержень с усилием вытягивают вверх. При вытяжке стержня его головка сминает нижнюю цилиндрическую часть заклепки, при этом образуется нижняя головка заклепки. Как только завершается образование нижней головки заклепки, металлический стержень обламывается в зауженном сечении и его верхняя часть выдергивается из заклепки.

Стальной профилированный настил применяют при монтаже покрытий крупными блоками, собираемыми на конвейере. В этом случае по настилу, при сборке в готовые карты, наносят пароизоляцию, укладывают слой утеплителя, наклеивают гидроизоляционный ковер.

Очень редко используют сборный железобетон для устройства покрытия. В этом случае плиты покрытия укладывают симметрично по направлению от опорных узлов к коньку. При наличии фонаря первоначально плита монтируют по ферме, а затем по фонарю от конька к краям.

9.4.5. Сварные соединения металлических конструкций

Монтажные соединения стальных конструкций бывают сварные, на болтах и особо ответственные — на заклепках. «При необходимости, стальные конструкции соединяют с железобетонными, приваривая со единительные элементы к закладным деталям железобетонных конструкций или соединения выполняют на болтах.

Сварные соединения применяют при жестком соединении несущих конструкций и при необходимости иметь плотное, водогазонепроницаемое соединение элементов. К таким конструкциям относятся листовые конструкции кожухов доменных печей, пылеуловителей, резервуаров, газгольдеров. К жестким соединениям относятся стыки колонн между собой, колонн и подкрановых балок, колонн и стропильных ферм.

Сварные соединения монтажных элементов первоначально скрепляют между собой грубыми монтажными болтами, а поскольку полученной прочности недостаточно по расчету на прочность, элементы между собой сваривают. В зависимости от вида соединяемых конструкций элементы могут свариваться непосредственно или при помощи дополнительных стыковых накладок.

Стыки колонн. Колонны высотой 18 м и более перед транспортированием членят на отправочные элементы, исходя из габаритов транспортных средств. При монтаже эти части колонн соединяют вместе, сварка может выполняться непосредственно или при помощи стальных накладок, которые устанавливают на болтах и приваривают к соединяемым элементам. Стыки колонн одноэтажных промышленных зданий делают обычно в надкрановой части выше подкрановых балок. Фрезерованные торцы надкрановой и основной частей колонны стыкуют между собой и сваривают по плоскости стыка. Для большей жесткости обе части соединяют между собой стыковой листовой накладкой.

Соединение подкрановых балок с колоннами. Подкрановая балка опирается ребром вертикального листа непосредственно на опорную плиту колонны и соединяется с ней на болтах. Дополнительно подкрановую балку прикрепляют к надкрановой части колонны тормозными конструкциями, которые присоединяют к колоннам и балкам на болтах и дополнительно проваривают протяженным швом.

Соединение ферм с колоннами. При шарнирном опирании фермы на колонну верхний пояс фермы прикрепляют к колонне, соединяя фасонку болтами и монтажным сварным швом к пластинам, приваренным к колонне. В жестком соединении фермы с оголовком колонны в узле сопряжения дополнительно ставят стыковую накладку, которая соединяется с опорной плитой оголовка колонны и поясом фермы болтами и на сварке. Нижний пояс фермы фасонкой опирают на монтажный столик и прикрепляют к колонне болтами и сваркой.

Контроль качества сварных соединений. Сварные швы проверяют внешним осмотром, выявляя неровности по высоте и ширине, непровар, подрезы, трещины, крупные поры. По внешнему виду сварные швы должны иметь гладкую или мелкочешуйчатую поверхность, наплавленный металл должен быть плотным по всей длине шва. Допускаемые отклонения в размерах сечений сварных швов и дефекты сварки не должны превышать значений, указанных в соответствующих стандартах.

Для контроля механических свойств наплавленного металла и прочности сварных соединений сваривают пробные соединения, из которых вырезают образцы для испытаний. Испытания проводят на предел прочности, твердость, относительное удлинение и т. д. Для проверки качества сварки применяют просвечивание на пленку рентгеновским и у-излучением, нашли применение ультразвуковые дефектоскопы.

Дефекты в сварных швах устраняют следующими способами: перерывы швов и кратеры заваривают; швы с трещинами, непроварами и другими дефектами удаляют и заваривают вновь; подрезы основного металла зачищают и заваривают, обеспечивая плавный переход от наплавленного металла к основному.

9.4.6. Болтовые соединения металлических конструкций

Болтовые соединения стальных конструкций в зависимости от конструктивного решения соединения и воспринимаемых нагрузок выполняют на болтах грубой, нормальной и повышенной точности и на высокопрочных болтах. Болты грубой и нормальной точности не применяют в соединениях, работающих на срез.

Отверстия под такие соединения сверлят или продавливают. Диаметр отверстия больше диаметра болта на 2…3 мм, что значительно упрощает сборку соединений. Но при этом значительно возрастает де-формативность соединения, поэтому болты грубой и нормальной точности применяют для фиксации соединений непосредственного опира-ния одного элемента на другой, в узлах передачи усилий через опорный столик, в виде планок, а также во фланцевых соединениях.

Соединения на болтах повышенной точности применяют вместо заклепок в труднодоступных местах, где практически невозможно ставить заклепки. Диаметр отверстия в соединениях на таких болтах может быть больше диаметра болтов не более, чем на 0,3 мм. Минусовой допуск для отверстий не допускается. Болты в таких точных отверстиях сидят плотно и хорошо воспринимают сдвигающие силы.

Соединения на высокопрочных болтах сочетают в себе простоту установки, высокую несущую способность и малую деформативность. Они сдвигоустойчивы и могут заменять заклепки и болты повышенной прочности практически во всех случаях.

Сборка болтовых соединений на монтажной площадке включает следующие операции:

■ подготовка стыкуемых поверхностей;

■ совмещение отверстий под болты;

■ стяжка пакега соединяемых элементов стыка;

■ рассверловка отверстий до проектного диаметра и установка постоянных болтов.

Подготовка стыкуемых поверхностей заключается в очистке их от ржавчины, грязи, масла, пыли, выправлении неровностей. Спиливают или срубают заусеницы на кромках деталей и отверстий.

Совмещение отверстий всех соединяемых элементов достигают при помощи проходных оправок, диаметр которых немного меньше диаметра отверстия. Оправку забивают в отверстия, благодаря этому они совмещаются. Стяжка должна обеспечить необходимую плотность пакета соединяемых элементов. Пакет стягивают временными или постоянными сборочными болтами; после затяжки очередного болта дополнительно подтягивают предыдущий. Необходимую плотность собираемого пакета можно обеспечить при установке болтов в следующем порядке: первый болт ставится в центре, последующие — равномерно от середины к краям поля.

Установка постоянных болтов начинается после выверки конструкции. Болты ставят в той же последовательности, что и при стяжке пакета. Длины и диаметры болтов оговариваются проектом.

Гайки высокопрочных болтов затягивают тарировочным ключом, позволяющим контролировать и регулировать силу натяжения болтов. Для того чтобы болты выдерживали большие усилия затяжки, их изготовляют из специальных сталей и подвергают термической обработке. Болты позволяют иметь более плотное и монолитное соединение. Под действием сдвигающих сил между соединяемыми элементами возникают силы трения, препятствующие сдвигу этих элементов относительно друг друга.

Окончательно высокопрочные болты затягивают на проектное усилие после проверки геометрических размеров собранных конструкций. Заданное натяжение болтов обеспечивается одним из следующих способов регулирования усилий: по углу поворота гайки; по осевому натяжению болта; по моменту закручивания ключом индикаторного типа; по числу ударов гайковерта.