Общая длина китайской стены.История китайской стены

Общая длина китайской стены.История китайской стены

Восток — дело тонкое. Так сказал Верещагин в легендарном «Белом солнце пустыни». И он оказался, как никогда, прав. Тонкая грань между реальностью и загадочностью китайской культуры побуждает туристов отправляться в Поднебесную, дабы разгадать тайны.

На севере Китая, вдоль извилистых горных троп, возвышается Великая Китайская стена — одно из самых известных и необычайных архитектурных сооружений мира. Хотя бы раз каждый из мало-мальски заинтересованных в истории людей искал, как выглядит Великая Китайская стена на карте, и так ли она величественна.

Почему была построена Великая китайская стена?

Он был расширен в перевал Юмен и за его пределами, и эта часть проекта заняла более 400 лет.

Как долго строилась Великая китайская стена

Однако его строительство было завершено поэтапно — охватывая несколько династий и руководителей. Самая последняя часть была построена во время династии Мин.

Интересные факты и легенды о Китайской стене

Великая китайская стена, китайский Ванли Чанчэн или Ван-ли Чан-чэн, обширный оплот, построенный в древнем, одном из крупнейших строительных проектов, когда-либо проводившихся. Великая стена фактически состоит из многочисленных стен, многие из которых параллельны друг другу, построены более двух тысячелетий на севере Китая и на юге. Эта стена часто прослеживает вершины холмов и гор, когда она змеется по китайской деревне, и примерно одна четвертая ее длины состоит исключительно из природных барьеров, таких как реки и горные хребты.

Начало Великой Китайской стены — у города Шаньхайгуань провинции Хэбэй. Длина Великой Китайской стены, с учетом «веток», достигает 8851, 9 км, но если измерить по прямой, то протяжённость составит около 2500 км. Ширина колеблется по разным подсчётам от 5 до 8 метров. Учёные утверждают, что строилась она с расчётом, дабы патруль из 5 конников с лёгкостью мог проехать по ней. Поднимаясь в высоту до 10 метров, защищённая смотровыми башнями и бойницами, стена ограждала восточную державу от нападений кочевых народов. Конец Великой Китайской стены, минующей даже окрестности Пекина, расположился в близи города Цзяюйгуань провинции Ганьсу.

Почти все остальное — фактически построенная стена, с небольшими оставшимися участками, образующими канавы или рвы. Хотя длинные участки стены теперь находятся в руинах или полностью исчезли, это все еще одна из самых замечательных структур. Чтобы укрепить свою северную границу и предотвратить вторжение с запада на Бэй Чжоу, королевство Бэй Ци запустило несколько крупных строительных проектов, которые были почти столь же масштабными, как и строительные проекты династии Цинь. В 552 году сегмент был построен на северо-западной границе, и только три года спустя император приказал вербовать 8 миллионов рабочих для ремонта и расширения других секций.

Строительство Великой Китайской стены — исторический подход

Историки всего мира сошлись во мнении, что Великую Китайскую стену начали строить приблизительно в III веке до нашей эры. В силу военных исторических событий, глобальная стройка прерывалась и меняла руководителей, архитекторов и подход к ней в целом. На этой почве до сих пор ведутся споры на тему: кто построил Великую Китайскую Стену?

Где заканчивается стена

Строительство проходило между южным входом в перевал Юонг и Датун. В 556 году на востоке было создано новое укрепление, которое простиралось до Желтого моря. В следующем году вторая стена была построена внутри Великой стены в современном Шаньси, начиная с Лаоинг к востоку от Пянгуана, простираясь на восток за перевалом Яньмен и Пинсинского перевала и заканчивая в районе вокруг Шаньси. В 563 году император Вухенгди из Бэй Ци имел отрезок, отреставрированный вдоль. Это часть Великой Китайской стены, найденная сегодня в районе Лонггуана, Гуанчана и Фупинга.

Архивы и исследования дают повод считать, что Великая Китайская стена начала создаваться по инициативе императора Цинь Ши-хуанди. К столь кардинальному решению правителя подтолкнул период Воюющих царств, когда в ходе длительных сражений 150 государств Поднебесной Империи сократились в 10 раз. Повышенная опасность кочующих варваров и захватчиков пугала Императора Циня, и он поручил полководцу Мэн Тяну возглавить масштабное строительство века.

В 565 году была отремонтирована внутренняя стена, построенная в 557 году, и была добавлена ​​новая стена, которая начиналась в окрестностях Сягуана, простиралась на перевал Юйонг на востоке и затем соединялась с внешней стеной. Сегменты, отреставрированные и добавленные в период Бэй Ци, составляли около 900 миль, а города и казармы устанавливались через периодические интервалы для гарнизона новых участков. В 579 году, чтобы предотвратить вторжения в королевство Бэй-Чжоу Туджу и киданей, император Цзин начал масштабную программу восстановления на участках стены, расположенной в бывшем царстве Бэй Ци, начиная с Яньмена на западе и заканчивая Цзеши на востоке.

Что нужно знать туристу?

Великая китайская стена в Бадалинге. Великая стена, как мы ее знаем, на самом деле представляет собой серию из нескольких стен, построенных в разное время разными императорами. Категории ниже не являются исчерпывающими, и все они относятся к стеновым системам, а не к монолитным стенам.

Первый ханьский император Гаозу быстро увидел преимущества стены против рейдеров и приказал больше стены растянуться до Чжаосяна, Ганьсу. Более 70 лет спустя династия Хань все еще сражалась с рейдерами, так как Великая стена осталась в состоянии ухудшения, и рейдеры пробили ее в нескольких местах. Великая стена была расширена по коридору Хекси, через который торговцы Шелкового пути отправились на запад и обратно.

Не взирая на плохие горные дороги, ухабы и ущелья, первые 500 рабочих направились к северной части Китая. Голод, недостаток воды и тяжёлый физический труд изматывали строителей. Но, по всей восточной строгости, несогласных жестоко наказывали. Со временем количество рабов, крестьян и солдат, которые строили Великую Китайскую стену, увеличилось до миллиона человек. Все они трудились сутками напролёт, выполняя указание Императора.

Когда династия Хань распалась на три королевства Вэй, Шу и Ву, северное королевство Вэй решило продолжать поддерживать Великую китайскую стену, чтобы они могли удержать кочевников Руран и Кидан от северных равнин. Несмотря на постоянное содержание, Стена продолжала нарушаться кочевниками Руран. Дополнительные стены были построены внутри и снаружи Великой стены разными королевствами.

Больше ничего не делалось с Великой стеной до царствования династий Ляо и Сун. Династия Ляо контролировала север, а династия Сун контролировала юг. Ляо были встревожены главным образом племенем в северо-восточном регионе Китая под названием Нужен, поэтому они построили оборонительные стены вдоль рек Хэйлун и Сунгари. Они не смогли остановить налетчиков с юга.

В ходе строительства использовались прутья и тростник, скрепляемые глиной и даже рисовой кашей. Местами попросту трамбовалась земля или создавались насыпи из гальки. Пиком строительного достижения того периода стали глиняные кирпичи, которые тут же высушивались на солнце и выкладывались ряд за рядом.

После смены власти, начинания Циня продолжила династия Хань. Благодаря их содействию, в 206-220 г. до н.э., стена протянулась еще на 10 000 км, а на определённых участках появились сторожевые башни. Система была такова, что с одной подобной «вышки» можно было увидеть две стоящие рядом. Таким образом и осуществлялась коммуникация между стражниками.

Видео — История строительства Великой Китайской стены

Император Цзинь приказал построить Третью Великую стену в провинции Хэйлунцзян и автономной области Внутренней Монголии. У построенных стен были характеристики наличия канав, идущих вдоль стен на всю длину. Династия Мин, избавившись от монголов, решила, что их больше никогда не возьмут посторонние. Второй император Мин, Юнгл, повернул фокус по направлению от империи и отправил исследователей и дипломатов в большой, широкий мир.

Только после битвы при Туму против монголов возникла новая заинтересованность в укреплении Великой китайской стены. Усиленная стена несколько раз отталкивала монголов. С этого момента стена медленно начала исчезать, а камень и камни были взяты со стены для строительства проектов и домов. Культурная революция определенно взяла на себя ответственность за то, что местные жители и местные органы власти были призваны помочь демонтировать Великую китайскую стену.

Видео — История строительства Великой Китайской стены

Вступившая на трон династия Мин, начиная с 1368 года, заменила часть износившихся и не особо крепких стройматериалов на прочный кирпич и массивные каменные блоки. Так же, при их содействии, в районе нынешнего города Цзяньань стена была отреставрирована фиолетовым мрамором. Это изменение коснулось и отрезка вблизи Яньшань.

География Северного Китая простирается от горных в северо-восточных провинциях Ляонин и Хэбэй, через луга Нинся, полузасушливую пустыню лессового плато Китая и граничит с песчаными дюнами пустыни Тенггер Внутренней Монголии. Хэбэй и Пекин, что большинство людей связывают с Великой китайской стеной, но большая часть Великой стены лежит в пустынных районах страны.

Дальнейшая судьба стены

Китайская дикая природа разнообразна, учитывая все различные среды обитания, имеющиеся по длине Великой китайской стены. От редкого сибирского тигра на северо-востоке до охраняемой и редкой гигантской панды, которая живет на юге Ганьсу, Сычуань и Шэньси, вы никогда не знаете, что вы можете увидеть в определенный день.

Но не все правители Китая поддерживали эту задумку. Династия Цин, придя к власти, попросту забросила строительство. Императорская семья не видела целесообразности в каменной глыбе на окраине государства. Единственная часть, о которой беспокоились — возведённые ворота вблизи Пекина. Их использовали по прямому назначению.

Лишь спустя десятки лет, в 1984 году, власти Китая решили восстановить Великую Китайскую стену. С мира по нитке — и строительство закипело вновь. На деньги, собранные от неравнодушных спонсоров и меценатов всего мира, заменили разрушенные каменные блоки в нескольких участках стены.

Диких млекопитающих можно встретить на севере, таких как маньчжурская ласка, коричневые и черные медведи, северная пика и мандаринская полевка. Виды оленей включают ситских оленей, косулю и долгожданного пятнистого оленя, который имеет много применений в китайской медицине.

Великая Китайская стена на карте Китая

Птицы региона включают в себя различные фазаны, тетерев, сосновый грош, различные дятлы, мандаринскую утку и фею-питту, редкую мигрирующую птицу. Краны особенно почитаются в Китае. В Китае все породы, демоны, белоснежные, с капюшоном и красно-коронованные краны.

Что нужно знать туристу?

Начитавшись учебников истории и насмотревшись фотографий, вы можете ощутить непреодолимое желание поехать и, испытав себя, забраться на Великую Китайскую стену. Но прежде чем воображать себя Императором на вершине каменного массива, нужно учесть несколько моментов.

Вы можете найти много тонических растений вдоль Великой стены, таких как редкий женьшень. Китайской медицине было много тысяч лет, чтобы обнаружить и использовать эти тонизирующие растения на благо человечества. Северный Китай имеет все четыре сезона, и они приходят с удвоенной силой. Летние и зимние температуры обычно достигают экстремумов более 40 градусов по Цельсию и -20 градусов по Цельсию соответственно.

Информацию о карте в разделе «Окунуться в Пекин». Приходите рано, если вы желаете место. . Автобус 877 уходит ровно к северу от башни. Станция находится прямо за остановкой для автобуса. Игнорируйте всех мошенников, которые могут приблизиться к вам, когда вы идете к автобусу. Будьте осторожны с мужчинами в голубых куртках, представляющими транзитных рабочих. Они пройдут весь путь до двери автобуса, чтобы направить вас на завышенный трансфер или налог, поэтому вы должны купить билет в автобусе. ¥.

Во-первых, не так просто. Загвоздка не только в объёме бумажной волокиты. Вам придется сдать копии обоих паспортов, анкету, фотографии, копии билетов в оба конца и копию брони из гостиницы. Также, в у вас затребуют справку с места работы, где ваша заработная плата не должна быть ниже 5000 гривен. Если же вы безработный, у вас должна быть справка из банка о состоянии личного счёта. Обратите внимание — на нём должно быть не меньше 1500-2000 долларов. Если же вы собрали все необходимые бланки, копии и фотокарточки, то вам предоставят визу сроком до 30 дней без возможности продления.

Вы должны прибыть на вокзал и доехать за 30 минут до вылета, чтобы обеспечить себе место. Купите эту карту еще на станции метро.

  • Поезд по маршруту Пекин-Бадалинг.
  • Вы можете заплатить при въезде на вокзал, проверив транспортную карту Пекина.
Поезд имеет очень большие окна просмотра, что позволяет вам захватывающие дух виды на декорации и Великую китайскую стену еще до прибытия в Бадалин. По прибытии на станцию ​​Бадалин совершите левый поворот и пройдите 800 м к входу в Великую Стены.

Добраться до Мутианью немного сложнее, но если вы будете следовать этим указаниям, у вас не должно быть проблем с прибытием туда. Примерно через час в автобусе вам нужно остановиться в 怀柔 北 大街. Вы также можете остановиться на 916 до последней остановки, а затем нанять микроавтобус оттуда, но это будет дороже.

Во-вторых, планировать визит на Великую Китайскую стену желательно заранее. Стоит определиться, до чуда архитектуры и как проводить там время. Можно поехать из гостиницы к стене самостоятельно. Но лучше заказать спланированную экскурсию и действовать по плану, предоставленному гидом.

Самые популярные экскурсии, которые предлагают в Китае, доставят вас к нескольким открытым для посещения участкам стены.

Имейте в виду, что возможно, что водители такси в лиге с водителем автобуса попытаются заставить вас сесть с автобуса с неправильной остановкой, чтобы убедиться, что вы берете их такси. Есть также мошенники, которые одеваются, как они работают для автобусной системы в качестве сборщиков билетов. Без транспортной карты Пекина цена составляет ¥ 16, но с электронной картой рассчитывают заплатить меньше, чем ¥.

Вы также можете добраться до Мутяню через поход из секции стены Цзянькоу. Расходы ¥ 32, если у вас нет транспортной карты в Пекине, ¥ 5, если у вас есть. Путешествие занимает около 2, 5 часов. Общая стоимость: ¥ 68, включая стоимость проезда в метро, ​​за вычетом вступительного взноса около ¥ Это не может вы можете провести экскурсию, и у вас будет достаточно времени, чтобы исследовать этот район. Этот автобус делает только одну остановку до пункта назначения, и он находится в зоне отдыха Цзиньшань, рядом с шоссе, так что практически невозможно, чтобы вы могли пропустить остановку, если будете обращать внимание. Обратите внимание, что особенно зимой первый автобус может появиться или не появиться. Как только вы прибудете в зону отдыха, следуйте по скоростной автомагистрали, откуда вы пришли, все еще находясь в этом районе, вы скоро заметите вывеску, указывающую вам дорогу, чтобы добраться до места. Пройдите по дороге на 2-3 км после проезда по воротам, прямо под скоростной автомагистралью, и вы прибудете в Восточные ворота. Добавьте 4-5 км, чтобы добраться до Западных ворот. Последнее: вернуться в Пекин, сделать себя видимым для автобуса; Это будет очень быстрый поворот направо от центра крошечного посетителя в зоне отдыха. Автобус остановится буквально в течение нескольких секунд, и вам придется подождать еще один час, чтобы получить следующий. что, особенно в сторону Пекина, расписание автобуса довольно «гибкое» — автобус вполне может опаздывать, поэтому не нужно паниковать. Спросите в магазине в зоне отдыха для «бронирования» для следующего автобуса. Леди может позвонить водителю автобуса и подтвердить, имеются ли места на пути к Пекину на следующем автобусе, однако, ожидайте, что она будет немного безразличной с точки зрения полезности. Арендуйте такси в Миюне на оставшуюся часть дня, что будет стоить вам около 450 иен после переговоров. Вся поездка займет около 3 часов, но она доставит вас через небольшие деревни и великолепные пейзажи.

  • Добраться до Западного вокзала Ванцзин, доступного из линий метро 13 и 15.
  • Большой красный знак будет справа и, вероятно, над головой.
  • На самом деле очень легко добраться до Цзиньшаньлинга из зоны отдыха.
  • Если вам нужно торопиться, вы можете попытаться туда поехать.
  • Там нет перевода на другие линии, только дорогие такси.
  • Вместо этого попросите людей в автобусе, где вам лучше всего выйти.
Поскольку Великая китайская стена находится на длинной стороне, здесь можно посетить большое количество мест.

Второй вариант — участок Мутяньюй. Здесь цена достигает 450 юаней (1740 гривен), за которую после посещения стены вас отвезут в Запретный город, величайший дворцовый комплекс династии Мин.

Также, есть масса разовых и сокращенных экскурсий, в контексте которых вы можете либо пешком пройти по сотням ступенек Великой Китайской стены, либо прокатиться на фуникулёре, либо попросту полюбоваться на живописный вид с вершин башен.

Что еще интересного стоит знать о Великой Китайской стене?

Великая Китайская стена, как впрочем всё в Поднебесной, окутана легендами, поверьями и загадками.

Среди китайского народа ходит легенда, что ещё в начале возведения стены влюблённая Мэн Цзянуй проводила новоиспечённого мужа на строительство. Однако, прождав его три года, она не выдержала разлуки и отправилась к стене, дабы повидаться с любимым и передать ему теплую одежду. Вот только пройдя сложный путь, у стены она узнала, что супруг умер от голода и тяжёлого труда. Сокрушённая горем, Мэн упала на колени и зарыдала, от чего часть стены осыпалась вниз, а из-под камней показалось тело погибшего супруга.

Такие легенды местные жители подкрепляют поверьями. Они верят, что, приложив ухо к камням стены, можно услышать стоны и плач тех рабочих, которых похоронили во время строительства Великой Китайской стены.

Видео — Завораживающая Великая Китайская стена

Другие рассказчики уверяют, что массовые захоронения рабов-строителей — дань высшим силам. Поскольку, как только император Цинь повелел возвести оборонительное сооружение, к нему пришел придворный маг. Он поведал императору, что Великая стена будет закончена лишь тогда, когда под валунами будут похоронены 10 000 жителей Поднебесной, а китаец по имени Ван будет мёртв. Воодушевлённый речами колдуна, император приказал найти подданного с таким именем, убить его и замуровать в стенах.

Есть и более приземленная история, которая большинству кажется только мифом. Дело в том, что в 2006 году В. Семейко опубликовал статью в одном из научных журналов. В ней он предположил, что авторами и строителями каменной границы были не китайцы, а русы. Свою мысль автор подкрепляет тем фактом, что башни направлены в сторону Китая, будто наблюдая за восточным государством. Да и факт того, что общий стиль постройки более присущ русским оборонительным стенам, якобы безоговорочно свидетельствует о славянских корнях архитектурного явления.

И, как бы то ни было, Великая Китайская стена со всей неоднозначностью и загадочностью — лучший символ массивности, силы и величия Поднебесной Империи. Её возвышенности и удачного симбиоза новаторства и мистики.

Сегодня считается, что китайцы начали строить свою Великую китайскую стену будто бы еще в III веке до н. э. Строили для защиты от северных кочевников. Современное состояние Стены показано на рис. 37 и 38. По этому поводу Н.А. Морозов писал:

«Одна мысль о том, что знаменитая Китайская стена, вышиною от 6 до 7 метров, и толщиною до трех, тянущаяся на ТРИ ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ, начата была постройкой еще в 246 году до начала нашей эры императором Ши-Хоангти (он же Ши Хуан Ди — Начальный Досточтимый Император — Авт. ) и БЫЛА ОКОНЧЕНА ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ 1866 ЛЕТ, К 1620 ГОДУ НАШЕЙ ЭРЫ, до того нелепа, что может доставить лишь досаду серьезному историку-мыслителю. Ведь всякая большая постройка имеет заранее намеченную практическую цель… Кому пришла бы в голову мысль начинать огромную постройку, которая может быть окончена только через 2000 лет, а до тех пор будет лишь бесполезным бременем для населения… Да и сохраниться так хорошо как теперь, Китайская стена могла лишь в том случае, если ей не более нескольких сот лет» , т. 6, с. 121–122.

Рис. 37. Великая Китайская Стена. Взято из , т. 6, с. 121.

Нам скажут, — китайцы берегли и постоянно чинили свою Стену две тысячи лет подряд. Сомнительно. Чинить имеет смысл лишь не очень давнюю постройку, иначе она безнадежно устареет и просто развалится. Что мы и наблюдаем, кстати, в Европе. Старые оборонительные стены разбирали и на их месте строили новые, более мощные. Например, многие военные укрепления на Руси были перестроены в XVI веке.

Рис. 38. Великая Китайская Стена в современном виде. Взято из , т. 21.

Но в Китае все было якобы совсем по-другому. Нам говорят, что Китайская Стена как была построена, так и стояла ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ. Не говорят же историки, что «современная стена построена недавно на месте древней». Нет, они утверждают что сегодня мы видим именно ту стену, которую возвели добросовестные китайские рабочие две тысячи лет тому назад. По нашему мнению, это чрезвычайно странно, если не сказать большего.

Когда же и против кого построили Стену? Несложно дать приблизительный ответ. Как мы уже говорили, «китайская» история вплоть до XV века н. э. разворачивалась на самом деле В ЕВРОПЕ. Поэтому и Китайскую Стену могли создать лишь НЕ РАНЕЕ XV ВЕКА Н.Э. То есть, когда китайская история «поселилась» уже в современном Китае. И строили Стену, конечно, не против стрел и копий с медными или даже каменными наконечниками III века ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Против которых каменная стена толщиной три метра просто не нужна. Такие стены, как Китайская, возводились уже против стенобитных и огнестрельных орудий. И строить их начали не ранее XV века, когда на полях сражений появились ПУШКИ, в том числе и ОСАДНЫЕ ОРУДИЯ. На рис. 39 мы приводим еще одно изображение Китайской Стены. Очень интересно, что старинные авторы называли ее также СТЕНОЙ ГОГА И МАГОГА , т. 1, с. 294. Так утверждал, например, Абулфеда.

Против кого же возвели стену? Точно ответить мы пока не можем. Для этого нужно дополнительное исследование.

Однако выскажем следующую мысль, которая одновременно обозначит и предполагаемую нами датировку Стены.

По-видимому, Великая Китайская Стена строилась прежде всего как сооружение, обозначающее ГРАНИЦУ между Китаем и Россией. И лишь частично она задумывалась как военно-оборонительное сооружение — причем, вряд ли хоть раз использовалась в этом качестве. Оборонять 4000- километровую стену , с. 44, от нападения противника БЕССМЫСЛЕННО. Даже если она тянется «лишь» на одну или две тысячи километров. Стена в ее нынешнем виде лишь немного не достигает 4 тысяч километров.

Л.Н. Гумилев писал: «Стена протянулась на 4 тыс. км. Высота ее достигала 10 метров, и через каждые 60-100 метров высились сторожевые башни. Но, когда работы были закончены, оказалось, что всех вооруженных сил Китая не хватит, чтобы организовать эффективную оборону на стене (как будто ДО НАЧАЛА строительства этого нельзя было сообразить — Авт.). В самом деле, если на каждую башню поставить небольшой отряд, то неприятель уничтожит его раньше, чем соседи успеют собраться и подать помощь.

Рис. 39. Великая Китайская Стена. Оказывается, ее называли также «Стеной Гога и Магога» , т. 1, с. 293–294. Взято из , т. 1, с. 293.

Если же расставить пореже большие отряды, то образуются промежутки, через которые враг легко и незаметно проникнет вглубь страны. КРЕПОСТЬ БЕЗ ЗАЩИТНИКОВ НЕ КРЕПОСТЬ» , с 44.

В чем отличие нашей точки зрения от традиционной? Нам говорят, что Стена отделяла Китай от кочевников с целью обезопасить страну от их набегов. Но, как правильно подметил А.Н. Гумилев, такое объяснение не выдерживает критики. Если бы кочевники захотели перейти Стену, они с легкостью сделали бы это. И не один раз. И в любом месте.

Мы же предлагаем совсем иное объяснение. Мы считаем, что Стена была построена прежде всего для ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ДВУМЯ ГОСУДАРСТВАМИ. И построена она была тогда, когда была достигнута договоренность об этой границе. Видимо для того, чтобы исключить пограничные споры в будущем. А такие споры, вероятно, были. Сегодня договорившиеся стороны проводят границу НА КАРТЕ (то есть на бумаге). И считают, что этого достаточно. А в случае России и Китая, китайская сторона, по-видимому, придавала договору такое большое значение, что решила увековечить его не только на бумаге, но и на самой местности, проведя Стену по договоренной границе. Это было надежнее и, как, вероятно, думали китайцы, должно было надолго исключить пограничные споры.

В пользу такого предположения говорит и сама длина Стены. Четыре тысячи километров вполне может быть ДЛИНОЙ ГРАНИЦЫ между двумя государствами. Но для чисто военного сооружения подобная протяженность бессмысленна.

Но ведь северная граница Китая за его якобы более чем двухтысячелетнюю историю, прошедшую после постройки Стены, многократно менялась. О чем нам повествуют сами историки. Китай то объединялся, то делился на отдельные государства, терял и приобретал какие-то земли и т. д.

Но тогда нам предоставляется замечательная возможность не только проверить нашу мысль о том, что Стена являлась с самого начала ГРАНИЦЕЙ Китая, но и предположительно ДАТИРОВАТЬ постройку Стены. Поскольку если нам удастся найти НАДЕЖНО ДАТИРОВАННУЮ старинную карту, на которой ГРАНИЦА КИТАЯ ПРОХОДИТ В ТОЧНОСТИ ВДОЛЬ ВЕЛИКОЙ КИТАЙСКОЙ СТЕНЫ, то это будет означать, что, скорее всего, ИМЕННО В ЭТО ВРЕМЯ СТЕНУ И ПОСТРОИЛИ.

Сегодня Китайская Стена находится ВНУТРИ Китая. Было ли такое время, когда она проходила В ТОЧНОСТИ ПО ГРАНИЦЕ? И когда это было? Ответив на эти вопросы мы получим приблизительную датировку Стены.

Попробуем найти ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ КАРТУ, на которой Китайская Стена проходит ТОЧНО ПО СЕВЕРНОЙ ГРАНИЦЕ КИТАЯ. Оказывается, ТАКИЕ КАРТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕСТЬ. Причем, их много. Это карты XVII–XVIII веков НАШЕЙ ЭРЫ.

Берем, например, карту Азии XVIII века, изготовленную Королевской Академией в Амстердаме. Карта входит в состав редкого атласа XVIII века . Надпись на карте гласит: L»Asie, Dresse sur les observations de l»Academie Royale des Sciences et quelques autres et Sur les memoires les plus recens. Par G. de l»Isle Geographe a Amsterdam. Ches R. & J. Ottens, Geographes dans le Kalverstraat au Carte du Monde. См. рис 40.

На этой карте мы видим два больших государства в Азии: Тартария (Tartarie) и Китай (Chine). См. рис 41 и нашу прорисовку карты на рис 42. Северная граница Китая идет примерно вдоль 40-й параллели. ОЧЕНЬ БЛИЗКО К ЭТОЙ ГРАНИЦЕ ИДЕТ КИТАЙСКАЯ СТЕНА. Более того, на карте Стена ОБОЗНАЧЕНА как жирная линия с надписью Muraille de la Chine, то есть «высокая стена Китая» в переводе с французского.

Ту же Китайскую Стену, с такой же надписью на ней, мы видим и на другой карте 1754 года — Carte de l»Asie, взятой нами из редкого атласа XVIII века . См. рис 43. Здесь Китайская Стена идет В ТОЧНОСТИ по границе между Китаем и Великой Татарией. См. рис 44 и прорисовку на рис 45.

Рис. 40. Карта Азии из атласа XVIII века. Изготовлена в Амстердаме. L»Asie, dresse sur les observations de l»Academie Royale des Sciences et quelques autres, et sur les memoires les plus recens. Par G. de l»lsle Geographe. a Amsterdam. Chez R. & J.Ottens, Geographes dans le Kalverstraat au Carte du Monde. Взято из .

Буквально то же самое мы видим и на другой карте Азии XVII века, помещенной в известном атласе мира Блау 1655 года . См. рис 46. Китайская Стена идет в точности по границе Китая, и только небольшой ее западный участок оказывается уже внутри Китая.

Немаловажно уже и то обстоятельство, что картографы XVIII века ВООБЩЕ ПОСЧИТАЛИ НУЖНЫМ ПОМЕСТИТЬ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ КАРТУ МИРА КИТАЙСКУЮ СТЕНУ Что косвенно говорит о том, что Стена ИМЕЛА СМЫСЛ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫ. Ведь не изобразили же они и другие чудеса света. Например, египетские пирамиды на этой карте отсутствуют. А Китайскую стену нарисовали.

Рис. 41. Фрагмент карты Азии из атласа XVIII века . Ясно видно, что Китайская Стена идет в точности по границе Китая. Стена не только изображена на карте, но и прямо названа «Китайской Стеной»: Muraille de la Chine. Взято из

Великая китайская стена изображена на цветной карте Цинской Империи второй половины XVII–XVIII веков из академической 10-томной Всемирной Истории , с. 300–301. На этой карте Великая Стена изображена подробно, со всеми ее мелкими изгибами на местности. Почти на всем своем протяжении она идет ТОЧНО ПО ГРАНИЦЕ КИТАЙСКОЙ ИМПЕРИИ, за исключением небольшого самого западного участка длиной не более 200 километров.

Рис. 42. Наша прорисовка фрагмента карты Азии XVIII века с изображением Великой Китайской Стены. Карта взята из .

Рис. 43. Восточная часть карты Азии из атласа XVIII бека. Взято из .

Рис. 44. Фрагмент карты Азии из атласа XVIII века. Великая китайская стена идет в точности по границе Китая. Она не только изображена на карте, но и прямо названа «Китайской стеной»: Muraille de la Chine. Взято из .

Рис. 45. Наша прорисовка фрагмента карты 1754 года. «Carte de I»Asie. 1754». Ясно видно, что Великая китайская стена идет в точности по северной границе Китая. Карта взята из .

Рис. 46. Фрагмент карты Азии из атласа Блау 1655 года. Китайская Стена идет точно по границе Китая, и лишь небольшой ее западный участок расположен внутри Китая. Взято из .

Рис. 47. Великая Китайская Стена на карте якобы 1617 года, идущая в точности по границе между «Чиной» (Китаем) и Тартарией. Взято из , с. 190–191.

Рис. 48. Увеличенное изображение Китайской Стены, играющей роль границы между «Чиной» и Тартарией. С карты якобы 1617 года. Взято из , с. 190–191.

На карте якобы 1617 года из Атласа Блау мы также видим Китайскую стену, идущую В ТОЧНОСТИ ПО ГРАНИЦЕ между «Чиной» — то есть Китаем, — и Тартарией (TARTARIA), рис 47 и 48.

Точно такую же картину наблюдаем и на карте якобы 1635 года из Атласа Блау , с. 198–199. Здесь, в точности по границе между Китаем-Чиной (CHINAE) и Тартарией, проходит Великая Китайская Стена, рис. 49 и 50.

Рис. 49. Китайская Стена идет в точности по границе между Чиной и Тартарией на карте якобы 1635 года. Взято из Атласа Блау , с. 198–199.

Рис. 50. Увеличенный фрагмент с изображением Китайской Стены как границы между государствами. Взято из , с. 199

По нашему мнению, все это означает следующее. КИТАЙСКАЯ ВЕЛИКАЯ СТЕНА БЫЛА ПОСТРОЕНА, ВЕРОЯТНО, ЛИШЬ В XVII ВЕКЕ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ.

И если после всех этих карт кто-то все еще будет твердить, что китайцы, дескать, все равно построили свою Стену в III веке ДО НАШЕЙ ЭРЫ, то мы ответим так. Может быть, вы и правы. Не будем спорить. Однако в таком случае придется допустить, что «древние» китайцы обладали настолько поразительным даром предвидения, что точно предугадали, как именно будет проходить государственная граница на севере Китая в XVII–XVIII веках НОВОЙ ЭРЫ. То есть — есть через две тысячи лет после них.

Нам могут возразить: не стену построили по границе, а, наоборот, границу между Россией и Китаем в XVII веке провели по древней Стене. Однако в таком случае Стена должна была бы быть упомянута в письменном русско-китайском договоре. Но таких упоминаний, насколько мы знаем, нет.

Но если Великая Китайская Стена — это действительно граница между Россией и Китаем, то КОГДА ИМЕННО она была построена? Судя по всему, — в XVII веке. Недаром считается, что ее строительство «завершилось» лишь в 1620 году , т. 6, с. 121. А может быть, даже и позже. Мы еще вернемся к этому вопросу в следующей главе.

И сразу же вспоминается, что ИМЕННО в XVII веке между Россией и Китаем происходили ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЙНЫ. См. С.М. Соловьев, «История России с древнейших времен», т. 12, глава 5, . Вероятно, лишь в конце XVII века договорились о границе. И тогда же построили Стену, чтобы ЗАФИКСИРОВАТЬ ДОГОВОР.

Существовала ли Стена в каком-то виде ранее XVII века? По-видимому, нет. Как мы теперь понимаем, в XIV–XVI веках РУСЬ И КИТАЙ ЕЩЕ СОСТАВЛЯЛИ ОДНУ ИМПЕРИЮ. Считается, что Китай был завоеван «монголами», после чего вошел в состав Великой = «Монгольской» Империи. А потому не было никакой нужды возводить Стену на границе. Скорее всего, такая потребность возникла лишь после Великой Смуты начала XVII века и захвата власти на Руси прозападной династией Романовых. Тогда от Империи отделилась Турция и с ней начались тяжелые войны. Отделился и Китай. Манжурской династии потребовалось возвести стену, чтобы закрепить границу созданного ими государства. Что и было сделано.

Кстати, многие «древнекитайские» летописи говорят о Великой Стене. Так в каком же году были они написаны? Ясно, что после постройки Стены, то есть не ранее XVII века н. э.

И еще один интересный вопрос. Сохранились ли в Китае еще какие-либо мощные крепостные каменные сооружения, воздвигнутые ранее XVII века то есть, до манжурского владычества над Китаем? А также каменные дворцы и храмы? Или Великая стена до прихода манжуров в XVII веке стояла в Китае в гордом одиночестве как ЕДИНСТВЕННОЕ во всей стране мощное каменное крепостное сооружение? Если так, то — очень странно. Неужели за две тысячи лет, якобы прошедших со времени постройки Стены, китайцам не пришло в голову построить множество других сооружений, хотя б отдаленно сравнимых со Стеной? Ведь нам говорят, будто долгая история Китая была наполнена междоусобными войнами. Почему же тогда китайцы не отгораживались стенами друг от друга? По логике историков за две тысячи лет весь Китай должен был бы быть перегорожен самыми разнообразными Великими — и не очень великими — стенами. Но ничего подобного нет.

В Европе и на Руси, например, каменных крепостных сооружений сохранилось очень много. Если китайцы две тысячи лет назад построили гигантское каменное сооружение, в общем-то бесполезное с военной точки зрения, то почему же они не направили свои замечательные таланты на постройку действительно нужных каменных кремлей в своих городах?

Если же Стена была построена, как мы предполагаем, лишь в XVII веке и была ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ грандиозных каменных построек в Китае, то все становится на свои места. С XVII века в Китае крупных междоусобных войн уже не было. До 1911 года там правила одна и та же манжурская династия. А после нее, в XX веке каменных крепостей для военных целей уже никто, не строил. Они стали уже не нужны.

По-видимому, можно даже более точно указать время постройки Великой Китайской Стены.

Как мы уже говорили, Стена была, по-видимому, возведена как граница между Китаем и Россией во время пограничных споров XVII века. ВООРУЖЕННЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ между двумя странами разгорелись с середины XVII века. Войны шли с переменным успехом , с. 572–575. Описания войн сохранились в записках Хабарова.

Договор, ЗАКРЕПИВШИЙ СЕВЕРНУЮ ГРАНИЦУ КИТАЯ С РОССИЕЙ, был заключен в 1689 году в Нерчинске. Может быть, были и более ранние попытки заключить русско-китайский договор. Поэтому следует ожидать, что Великая китайская стена-граница была построена где-то между 1650 и 1689 годами. Это ожидание оправдывается. Известно, что китайский император (богдыхан) Канси «начал осуществление своего плана ВЫТЕСНЕНИЯ РУССКИХ С АМУРА. Построив В МАНЖУРИИ ЦЕПЬ УКРЕПЛЕНИЙ (! — Авт.), богдыхан в 1684 году направил на Амур манжурскую армию» , т. 5, с. 312. Портрет богдыхана Канси по рисунку XVIII века мы приводим на рис 51.

Рис. 51. Китайский богдыхан. (император) Канси (1662–1722), при котором, вероятно, и началось строительство Великой китайской стены. С рисунка XVIII века. Взято из , т. 5, с. 312.

Какую такую ЦЕПЬ УКРЕПЛЕНИЙ построил богдыхан Канси к 1684 году? По нашему мнению, здесь говорится о постройке Великой Китайской Стены. ЦЕПЬ УКРЕПЛЕННЫХ БАШЕН, СОЕДИНЕННЫХ СТЕНОЙ.

На рис 52 показана гравюра начала XVIII века, на которой изображено русское посольство, проходящее через Великую китайскую стену. Стоит отметить, что изображенная здесь Стена мало напоминает настоящее военное укрепление. Например, оба прохода в башнях, сквозь которые проложена дорога из России в Китай, ПОЛНОСТЬЮ ЛИШЕНЫ КАКИХ-ЛИБО ВОРОТ ИЛИ ЗАГРАДИТЕЛЬНЫХ РЕШЕТОК, рис 53. Оба сквозных прохода сквозь Стену довольно высокие и просторные. Они ничем не защищены! Толщина стены, судя по рисунку, совсем небольшая. Так что, с военно-оборонительной точки зрения Стена, изображенная на рис 54, довольно бессмысленна.

Рис. 52. Старинное изображение под названием: «Русское посольство проходит через ворота Великой китайской стены. Гравюра из книги И. Идеса. Начало XVIII в.» Эта Стена не похожа ту Китайскую Стену, которую нам показывают сегодня. Она намного уже современной и по ее верху нет широкого прохода. А сегодня в Китае уже выстроена куда более толстая «древняя» Стена с широкой дорогой по верху. Взято из , с. 143.

Рис. 53. Увеличенный фрагмент старинной гравюры XVIII века с изображением проездных башен Китайской стены. Проезд сквозь них широкий и высокий. Никаких ворот и решеток в башнях не видно. Подобная стена никак не способна служить серьезным военно-оборонительным сооружением, но вполне может отмечать границу между двумя государствами. Взято из , с. 143.

Великая стена, которую китайцы показывают гостям сегодня, устроена существенно по-иному. Она стала значительно толще и по ее верху теперь идет широкая дорога, рис. 55. Спрашивается, когда ее построили в таком виде? Не в XX ли веке? Кстати, дорога, ведущая по верху современной Китайской стены выглядит так, как будто сделана для прогулок туристов, а не для перебежек воинов под градом стрел. Это широкая дорога, с которой открываются красивые виды на окрестности. На рис 56 приведена фотография Китайской Стены, как считается, сделанная в 1907 году. Но, возможно, фотография эта была сделана гораздо позже или же сильно подретуширована. Не исключено, что значительный вклад в строительство «древнейшей» Китайской Стены был сделан в XX веке, уже при Мао Цзе Дуне, когда потребовалось создать выдающийся символ величия «древнейшего» Китая. Стену достроили, расширили, кое-где воздвигли заново на пустом месте… И сказали, что, дескать, так всегда и было.

Рис. 54. Современное состояние Великой Китайской Стены. Она уже сделана весьма толстой и по ее верху идет широкая дорога. Вероятно — новодел для туристов. Взято из , с. 362.

Рис. 55. Фотография Великой Китайской Стены, сделанная, как утверждается, в 1907 году (что, впрочем, сомнительно). Взято из , с. 122.