Какие бывают виды дизайна. Книжный дизайн

Какие бывают виды дизайна. Книжный дизайн

Понятие, виды и функции дизайна

Размещено на

1. Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности

Дизайн возник, когда старое необходимо было объединить в производство и в потребителя, потому что возник, когда общество перешло от ремесленного производства к промышленному и проектировщик стал оторван от потребителя и дизайнер стал связующим звеном между производством и потреблением.

2.Социальная функция дизайна

Дизайн осуществляет возможность функционирования вещи внутри общества, потому что вещь имеет соц-ю функцию, с помощью вещей происходят отношение между людьми. Вещь может иметь знаковую функцию (например положение человека).

Дизайн явление соц-м. Социология диз., как элемент теории дизайна, исследует вещи в связи с отношениями между людьми.

Общественная проблема, которой является специфической для теории дизайна, эта проблема соотношение вещей и человеческих отношений. Таким образом под дизайном понимается не только дизайнерское проектирование предметных объектов, а некоторый соц-й механизм, который помимо дизайнерского проектир-я, предполагает также наличие опред-х соц-х групп населения нуждающихся в дизайнерски спроектированных продуктах промышленности, как средство осуществления своих соц-х взаимоотношений.

Дизайнер добивается соответствия изделия требованиям массового покупателя. Изделие и особенно его внешняя форма становится благодаря дизайнеру носителем информации не только о назначении предмета, но и его общественном значении.

Следовательно дизайнер не просто согласует и координирует усилие специалистов, инженеров конструкторов и др., он проводит эту координацию на определенной основе, в русле определенных требований.

3.Дизайн как средство массовой коммуникации

Объекты дизайна могут осуществлять общение между людьми, потому что вещи имеют особенности знаковых, каждая вещь может иметь символическое значение.

Дизайн явл. видом массовой коммуникации осуществляющейся на материале массовой продукции пром-го производства. В качестве коммуникатора, т.е. того кто посылает информацию выступает дизайнер. В качестве реципиентов выступает потребитель массового рынка. Дизайнер- проектировщик сам по себе не является носителем сообщений, не выполняет ту соц-ю функцию, кот. выполняют продукты массового производства, создаваемые по дизайнерскому проекту. Дизайн-проектирование это полуфабрикат, промежуточный продукт. Только массовая серия промышл-го изделия способна осущ-ть функцию массовой коммуникации. Продуктом дизайна следует считать готовое промышленное изделие, а не дизайнерский проект. Дизайнер адресует свое сообщение определенной личности ибо делает продукт индивидуальным для потребления, но за реципиентом стоит среда, т.е. общество. Оно включает более широкую социальную структуру, которая формирует ее ценности и определяет поведение по отношению сообщений дизайнера.

4.Научно-техническое и художественное начало в дизайне

Дизайнер имеет какой-то особый класс задач, отличающихся от обычных задач традиционных проектировщиков. Это особый класс задач является общим для проектирования самых различных объектов. Инженера призывают смотреть на машину как на относительно изолированную механич-ю сист. Таким образом для традиционного инженера объектом проектирования выступает не предметная среда, а некая замкнутая система, характеризующаяся набором четко определенных параметров. Инженер проектирует машину, которая будет отвечать всем требованиям технич-го задания. От него не требуют удовлетворения эстет-х вкусов заказчиков. Художнику-оформителю раньше могли поручить внешнее оформление уже готовой машины. Например, окрасить ее в какой-нибудь цвет. Художник-оформитель не обязан был вникать в устройство этой машины. Нужен был специалист, который объединил бы худож-е и технич-е начало. Этим специалистом стал дизайнер. Он подходит к проектированию предмета с точки зрения технической функции и его эстетического начала.

5.Эстетические принципы дизайна

Решать проблемы единства красоты и пользы взял на себя в 20 в. промышленный дизайнер. Не противопоставления красоты и пользы, не отождествление их друг с другом, а гармоничное единство этих качеств, вот как ставит вопрос современный дизайнер. Однако роль дизайнера как художника-творца применительно к изделию разного плана неодинаково. Так существуют объекты с преобладающими утилитарными требованиями к их оформлению.

Это станки, приборы, машины и т.д. При создании этих предметов возможности в разнообразии поиска дизайнера более ограничена. Тут форма изделия очень сильно тесно связана с его технической конструкцией. В современной методике дизайна как непременное условие достижения эстетической выразительности изделия тех-го назнач-я выделяется:

а) обеспечение оптимального функционирования

б) применение технически прогрессивных материалов, конструкций технических прогрессов

в) наглядное выявление в форме закономерностей её функциональных и технических процессов. Существует и др. вид изделий, в форме которых художественные качества имеют большую роль, чем в группе выше названных объектов. Худож-й поиск форм у дизайнера здесь более широк. Важными усл-ми здесь являются: а) следовать стилю, моде образному смыслу; б) совершенство композиционного деления; в) учет технически конструктивных, технологических и прочих элементов формообразования.

6.Объект дизайнерского проектирования

Объект дизайнерского проектирования – это противопоставления субъекту проектирования действительной реальности, на котором сосредоточено его внимание в целях анализа, познания и преобразования. Дизайнерское проектирование реализуется по разному, в зависимости от вида дизайна и типа объекта. Если графический дизайн занят решением задач, связанных с визуализацией коммуникаций и фирменным стилем, то промышленный дизайн сосредоточен на улучшении всех потребительских свойств приборов, оборудования и машин, имея ввиду и рентабельность их массового производства и формально-эстетического достоинства. Стало быть объект дизайна это особенные формы дизайнерской продукции, характеристики размера, конфигурации, цвета, фактуры, ритма, которые должны быть преобразованы мастерством и интуицией автора в эстетической системе символики или образа.

7. Красота и польза в продукте дизайна

Понятие красота это порождение сознания человека. Красота — это оценка каких-то предметов, совершенно не заинтересованная и обусловленная тем эстетич-м чувством, кот. этот предмет вызывает. понятие красоты тесно связанно с целесообразностью. С развитием професс-го иск-ва красота и польза все больше начинают сопротивопоставляться и разделяться. Особенно отчетливо это проявилось в эпоху Возрождения. С развитием капитализма разделение красоты и пользы углубляется. Появляются изделия утилитарного назначения, кот. отказываются быть красивыми. Декоративные формы и конструктивная основа механически накладываются друг на друга, более слабо связаны между собой. Решить проблему красоты и пользы взял на себя в 20 в. промышленный дизайн. Дизайн отвергал противопоставление красоты и пользы, проповедовал их единство и качество. ФУНКЦИОНАИЗМ — (отождествлял красоту и пользу) Формула соответствия формы изделия его функции достаточно относительна. Функция абстрактна, а форма всегда конкретна. Приступая к проектир-ю какого-либо объекта, чел. делает скачек от абстрактного к конкретному. Результаты этого процесса во многом зависят от самого чел. Следоват. та конкретность, кот. приобретает в форме предмета абстрактная функция задается человеком творцом, кот. и является критерием связи красоты и полезности изделия.

В современной методике дизайна как непременные усл-я достиж-я эстетич-й выразительности изделия технического назначения выделяются:

а) обеспечение оптимального функционирования;

б) применение технически прогрессивных материалов, конструкции, технологических процессов;

в) наглядное выявление в форме закономерностей ее функц-го и технического строения, учет композиционно-стилистических требований.

Для изделий, создающихся с преобладанием эстетич-х требований, важнейшими усл-ми являются:

а) следование стилю, моде, образному смыслу;

б) совершенство композиционного решения;

в) учет технических, конструктивных, технологических и прочих моментов формообразования.

8.Особенности проектирования изделий технического назначения и изделий с преобладанием художественно-образных качеств

В современной методике дизайна как непременное условие достижения эстетич-й выразительности изделия технич-го назначения, выделяют следующие:

Обеспечение оптимального функционирования; — применение технически-прогрессивных материалов, конструкций, технологических процессов; — наглядное выявление в форме закономерности его функц-го и техниче-го строения, учет композиционно-стилевых требования.

Другой вид изделия, в форме кот. художественно-образные кач-ва играют большую роль чем в 1-й группе — посуда, одежда и т.д.

Худож-й поиск форм тут более широк. Важным условием для создания формы явл.:

1) следование стилю, моде, образному стилю;

2) совершенство композиционного решения;

3) учет технических, конструктивных, технологических и прочих моментов формообразования.

Дизайн, как проектная деят-ть особого рода, имеет определенную спецификацию, проявляющуюся в доминировании эстетически представленной практической функции. При проектировании изделий технического назначения, осн. требов-ми явл.: функциональные, технологические, эстетические.

Формирование худож-го образа объектов дизайнерского творчества ориентировано на выявление в их облике присущего им культурного смысла, той роли, кот. они призваны играть в целостном социально-культурном контексте жизнедеятельности людей. Художественно-образное моделирование свойств объекта включает в себя выявление в объекте его функции (функций), реализуемой в конструкции (рассчитанной на определенные технологии изготовления и материалы), способа использования объекта, что находит отражение в его форме с учетом утилитарных и эстетических запросов и предпочтений тех или иных групп потребителей, а также ориентации на определенные ситуации и среду восприятия и использования изделия.

9.Особенности художественного образа в дизайне

Здесь необходимо широкое понимание худож-го образа. Дело в том, что любой вид искусства не просто копирует формы жизни. Всякому подлинно худож-му образу свойственна ассоциативность, способность порождать эмоции. Именно это главное св-во худож-го образа характерно не изобразительным видам искусства. На ассоциативности основано причастность к искусству и дизайна. Вещи, над созданием котор. трудиться диз-р, должны жить для людей и давать им максимум пользы, удобства и удовольствия, поэтому эти вещи должны обладать эстет-ми кач-ми. В соотношении форм, гармонии или оттенков и краски предметов может быть выражена разнообразная гамма эстет-х ассоциаций, при этом ассоциации, котор. рождают формы предметного мира, могут опираться не на какие-то конкретные объекты реальной действит-ти, а отображать лишь их отдельные характеристики. Таким образом, главная особенность худ. образа в дизайне — это его не изобразительность и основанность на различных ассоциациях.

10.Требов-я технической эстетики к проектированию массовой промышленной продукции

В повышении кач-ва товаров и совершенствовании их ассортимента важная роль отведена дизайнеру. В процессе диз. проектир-я приходиться учитывать самые различные требов-я к будущему изделию, вызванные требов-ми технической эстетики. Т.к. дизайн связан и с производством, и с потреблением, то при определении круга требований к будущему изделию нужно в равной мере рассматривать и учитывать требования исходящие из условий и того и другого. Главными сторонами этих требов-й явл. прежде всего требов-я одной стороны, идущие от функционирования предмета и его связи с чел., а с другой связанные с используемым материалом и трудом. Надо знать, удобно ли пользоваться вещью, и безопасна ли она для потребителя. В связи с этим учитываются требов-я эргономики. Система требов-й технич-й эстетики включает не только требов-я потребителя, но и производства, поэтому нужно учитывать требов-я технологии и выбора материалов. Надо учитывать, что потребитель предъявляет свои требов-я и в отношении эстетич-х кач-в изделия, поэтому необходимо учитывать и эстет-е требов-я.

11. Экспертиза промышленных изделий

К сфере деят-ти диз-ра относится также экспертиза промышл-х изделий или проектов к ним. Для проведения экспертизы, как и для всей деят-ти диз-ра, он должен уметь проводить глубокий и всесторонний художественно-конструкторский анализ изделий. Дизайнер должен квалифицированно, на высоком професс-м ур-не уметь присваивать знак качества продукции, отдельным предприятиям по основным отраслям народного хозяйства.

Дизайнер должен иметь широкий кругозор и хороший эстет-й вкус, быть достаточно сведущим в вопросах производства, уметь перспективно мыслить, владеть аналитическими и объемными методами поисков формы, хорошо знать конструкционные и отделочные материалы.

12. Учет при проектировании изделий требований эргономики

Необходимо учитывать требов-я эргономики, т.к. необходимо создавать удобные и безопасные изделия для потребителя. Эргономика образовалась на стыке ряда дисциплин: инженерной психологии, физиологии, антропометрии и гигиены. Эта наука рассматривает взаимоотнош-е в системах чел. предмет, чел. машина, чел. среда и т.д. Если говорить обобщённо исследует взаимосвязи чел-ка с предметным миром в процессе его трудовой деят-ти. Эргономика вырабатывает требов-я для диз. Проектирования предметных объектов, учёт этих требов-й неотъемлемая часть процесса диз. проектирования предметной среды.

13. Социальные требования к проектированию промышленных изделий

Все факторы формообразования проявляют себя в соц-х условиях. Эти условия оказ. влияние на форму создаваемых вещей. В отнош. характера ценности и удобства вещей в разн. соц. сословиях у разн. потребительских групп имеются совершенно различные представления. Учет влияния на формообразование соц. и экон. условий, связ. с уровнем и особенностями использования и изготовления, требует взаимодействия экон. и эстетич. требований. Общественные условия оказ. влияние на эстетич-ть дизайнерской деятел. Представления о том, какая форма «красива», какая «некрасива», что такое «модно» и «немодно» и т.д. измен. в зависимости от соц. условий. Эстетич. оценка промышл. продукта есть специфическая соц. оценка свойств продукта.

14. Функциональные факторы формообразования промышленных изделий

Важную роль в системе формообразования факторов играет конкретный функциональный процесс. Функц-й процесс может быть расчленен на ряд этапов, на каждом из кот. чел. взаимодействует с разл-ми эл-ми объекта. При поиске оптимальной формы каждого такого элемента необходимо определять вначале как она зависит от рабочей функции изделия и особ-ти пользования им. Для формообраз-я предметных объектов важно устан-ть в каких усл-х они будут работать: каковы характерные типовые составляющие связанного с ними функц-го процесса, меняются ли функции, возникают ли новые, соединяются ли некоторые из них в одном предмете. Изучение и учет функц-х требов-й к тем или иным предметам по мере развития технич-х достиж-й часто приводит к необход-ти расширения функций этих предметов, к необход-ти сочетания в одном предмете нескольких функ-й. Следствием этого явл-ся рождение изделий с новой формой.

15.Влияние используемого материала и технологии на формообразование изделий

В разных изделиях материал и конструкция по-разному влияют на форму. В большинстве случаев материал влияет на форму предмета не непосредственно, а через конструкцию. В простых изделиях конструкция элементарна и материал, как правило, используется в монолите. В сложном же изделии взаимосвязь межу материалом и конструкцией и создаваемой формой иная. Ибо материал работает, полностью подчиняясь конструкции. Разные способы обработки материала различные технологические процессы так же влияют на образование формы. При использовании различных технологий получается и иная внешняя форма, по характеру, пластике, фактуре

16. Конструктивные факторы формообразования промышленных изделий

Типы конструкций, котор. используются в промышл-х изделиях, меняют на форму и пластику и образуют 2 осн. группы: 1. пространственные, открытые конструкции (решетчатые) 2. закрытые конструкции, внешний контур которых типа оболочки может быть образован монолитной конструкцией. Эти 2 типа конструкций влияют на форму изделия по-разному, в открытых конструкциях на лицо прямая связь конструктивной основы с внешней формой, в закрытых конструкциях наблюдаются обратные явления, многие агрегаты скрыты за оболочками, кожухами и т.д. Здесь нет прямой непосредственной связи между конструкцией и внешней формой, в этом случае можно говорить о скрытой связи.

дизайн эстетический красота польза

17. Эстетические факторы формообразования промышленных изделий

Процесс удовлетворения эстетич-й потребности в красивых вещах и эстетически совершенном предметном окружении характер-ся тем, что субъект при этом выступает как активно действующий потребитель. Эстетич-е потребление полезной вещи осущ-ся, таким образом, непосредственно в процессе потребления. Эстетич-е потребности различаются по степени конкретизации. Различают обобщенные и конкретные потребности. Обобщенные потребности это потребности в матер-х и духовных благах, структурированные в определенные функц-е группы. Например, потребность в одежде жилище и т.д. – конкретные потребности – это потребности ориентированные на вполне определённые изделия. Общественные условия оказывают влияние на эстетич-й аспект дизайнерской деят-ти. Представление о том какая форма красива, а какая не красива, изменяется в завис-ти от реальных соц-х усл-й. Эстетич-я оценка промышл-го объекта и формы есть специфическая целостная соц-я оценка, св-в данного продукта или комплекса.

18. Готовое изделие и конструкция

Основной результат проектирования это изделие. Изделие представляет собой результат целенаправленного преобразования, каких либо материалов. Изделие представляет собой некоторую конкретность, отвечающую проекту, который представляет собой абстракцию. Существенное св-во изделия состоит в его подчиненности мысли проектировщика. Изготовленное изделии явл. результатом оплодотворения материи человеческой мыслью. Мысль проектировщика и конструктора обретает вид проекта, который становиться конструкцией тогда, когда благодаря ему становиться возможным процесс изготовления изделия. Конструкция, как и проект, представляет собой абстракцию, существующую не зависимо от конкретности, которой является изделие. Не может существовать двух абсолютно одинаковых изделий, существует лишь изделия одинаковых конструкций.

19. Основные этапы процесса дизайнерского проектирования

Первоначальным процессом явл. составление предпроектного анализа. На этом этапе собирается информ. о проектируемом изделии, ищутся аналоги, определяется проектная ситуация. Следующий этап процесса проектирования это эскизирование, котор. состоит в поиске как можно большего количества возможных вариантов проектного решения. Параллельно с этапом эскизирования осущ. этап поискового макетирования. Оно необходимо для того, что бы прочувствовать эскизные варианты не только в графике, но и в объёме. Далее следует этап дизайн- проекта. В нём осущ., на основе выбранного из всей массы эскизов лучшего или оптимального проектного варианта. На этом этапе изделие уже разработано досконально. Чаще всего параллельно с дизайн-проектом изготовляется и демонстрируется макет. Он выполняется приближенным по внешнему виду к реальному облику спроектированного объекта. Далее идет этап рабочих чертежей, кот. осущ-ся не дизайнером, но при участии его в виде авторского надзора.

20.Основные методы дизайнерского проектирования

Методы диз. проектир-я можно разделить на 2 большие группы:

1-я группа – это методы, когда проектировщик рассматривается как чёрный ящик;

В данном случае предполагается, что самая важная часть процесса проектир-я совершается в голове проектировщика, в определённой мере в обл-ти, не подчинённой сознанию. Отстаивая такую точку зрения, теоретики творческого подхода противопоставляют себя сторонникам взглядов на проектирование как на логич-й процесс.

На этом основан метод мозговой атаки или мозгового штурма. Он основан на том, что если чел-ка считать чёрным ящиком, разумно предположить, что устранение фильтров на выходе, по меньшей мере, увеличит колич-во выходных сигналов. На этой же основе базируется метод синектика. Он напоминает метод мозговой атаки, но в конце предполагает использ-е биологич-х и анатомических аналогий.

2-я группа – методы, когда проектировщик рассматривается как прозрачный ящик.

В большинстве своём методы проектирования преследуют цель объективирования процесса и результатов мышления. В данном случае предполагается, что проектировщик всегда вполне осознаёт свои действия и их причины.

Методы, в котор. проектировщик рассматривается как прозрачный ящик, характеризуются следующими общими чертами:

21. Особенности группы методов проектир-я, когда проектировщик представляется как «черный ящик»

В данном случае предполагается, что самая важная часть процесса проектирования совершается в голове проектировщика, в определённой мере в обл-ти, не подчинённой сознанию. Отстаивая такую точку зрения, теоретики творческого подхода противопоставляют себя сторонникам взглядов на проектир-е как на логич-й процесс. На этом основан метод мозговой атаки или мозгового штурма. Мозговая атака повышает как кач-во так и колич-во идей. Вероятность натолкнуться на хорошую идею среди большой их выборки увелич-ся. Наиболее различный подход к мозговой атаке состоит в том, чтобы рассмотреть её как чрезвычайно быстрый способ генерирования необходим разнообразия идей, кот. может послужить основой для серьёзного поиска решения. На этой же основе базируется метод синектика. Данный метод предполагает, передачу выходного сигнала черного ящика по цепи обратной связи вновь на выход, работа идёт по идеи аналогии.

22.Особенности методов групп проектирования, когда проектировщик представляется как прозрачный ящик

В большинстве своём методы проектирования преследуют цель объективирования процесса и результатов мышления. В данном случае предполагается, что проектировщик всегда вполне осознаёт свои действия и их причины. Методы, в которых проектировщик рассматривается как прозрачный ящик, характеризуются следующими общими чертами:

Цели и критерии задаются заранее;

Поиску решения предшествует проведение анализа;

Оценка результатов даётся в основном в словесной форме и построена на логике;

Заранее фиксируются стратегии, т.е. определённый порядок действий.

Анализ – дивергенция – этот термин обозначает расширение границ проектной ситуации с целью обеспечения обширного и плодотворного пространства для поиска решения

Оценка – конвергенция – эта стадия наступает, когда задача определена, перемены найдены, цели установлены. Проектировщику необходимо разрешать противоречить до тех пор, пока не будет найдено 1-но наиболее оптимальное решение.

Стратегии проектирования — это определение последоват-ти действий выбираемые проектировщиком или группой проектировщиков с целью преобразования исходных заданий в готовый проект.

Существуют разные стратегии:

1.линейная

2.Адаптивная стратегия

3.«Случайный поиск»

23. Методы исследования структуры дизайнерской проблемы

1. Матрицы взаимодействий. Сущность – обеспечить системный поиск взаимосвязей между элементами в рамках данной проблемы.

2. Сеть взаимодействий. Сущность – отразить схему взаимосвязей между элементами в рамках проектной проблемы.

3. Анализ взаимосвязанных областей решения. Сущность – выявить и оценить все совместимые комбинации частичных решений проектной проблемы.

4. Трансформация системы. Сущность – найти способы трансформации системы с целью ликвидации присущей ей недостатков.

5. Проектир-е нововведений путем смещения границ. Сущность – сместить границы нерешаемой проектной проблемы, чтобы для ее решения можно было использовать знания из смежных областей.

6. Проектир-е новых функций. Сущность – создание радикально новой конструкции, способной привести к новым моделям поведения и спроса.

7. Классификация проектной информации. Сущность – разделить проектную проблему на поддающиеся решению части.

8. Определение компонентами по «Александру». Сущность – найти правильные физич-е компоненты конкретной структуры, кот. можно было бы изменять независимо друг от друга в соответствии с последними изменениями среды.

24. Методы расширения области поиска проектных решений

1. мозговая атака. Цель: стимулировать группу лиц генерированию большого кол-ва идей. Мозговая атака повышает как кач-во так и колич-во идей. Вероятность натолкнуться на хорошую идею среди большого их выбора увеличивается. Наиболее различный подход к мозговой атаке состоит в том, чтобы рассмотреть её как чрезвычайно быстрый способ генерир-я необходимого разнообразия идей, кот. могут послужить основой для серьёзного поиска решения. Методом мозговой атаки можно рассматривать любую проблему, если она достаточно просто и ясно сформулирована.

2. синектика. Цель: направить спонтанную активность мозга и нервную систему на исследование и преобразование проектной проблемы используя различные аналоги.

3. Ликвидация тупиковых ситуаций. Суть – найти новые направления поиска, если очевидная область поиска не дала приемлемого решения.

План действий: имеется ряд способов изменяющие подход решения проблемы, когда в тупике. Несколько типов, каждый из кот. может оказаться достаточным для ликвидации тупиковой ситуации:

1. правило преобразования, которому можно подвергнуть имеющееся неудовлетворенное решение или какие-нибудь его части.

2. Поиск новых взаимосвязанных между частями имеющихся неудовлетворенных решений.

3. Переоценка проектной ситуации.

4. Морфологические карты. Цель – расширить поиск решений проектной проблемы. Суть — морфологические карты предназначены для стимулир-я аналитического мышления и гарантирование того, что ни одно новое возможное решение проектной проблемы не будет упущено. Преимущество – для оформления матрицы требуется мало времени. В карте перечисляется спектр ластичных решений, т.е альтернативных средств осуществления каждой функции.

25. Стратегии проектирования

Стратегии проектирования — это определенная последоват-ть действий, выбираемая проектировщиком или группой проектировщиков с целью преобразования исходных технологического задания в готовый проект.

Существуют разные стратегии.

Самая идеальная – линейная – из цепочки последующих действий, в кот. каждое действие зависит от исхода предыдущего, но не зависит от результатов общего действия.

Циклическая стратегия – это если после получения результатов на одной стадии приходится возвращаться к одному из предыдущих результатов.

Разветвлённая стратегия – когда действия проектировщика не зависит одно от другого. В эту стратег. могут входить этапы очень выгодные в том отношении, что позволяет увеличить колич-во людей одновременно с задачей.

Альтернативные этапы – кот. позволяет в определённой степени в соответствии с исходом предыдущих этапов.

Адаптивная стратегия – отличается тем, что в них с самого начала определяется только 1-е действие. Надёжным, но ограниченным вариантом адаптивных стратегий является превращения. Этапы:

заново оценить существующее решение

исследование нескольких мелких изменений

приспособить существующее решение к изменению

«Случайный поиск» — нет стратегии, плана, метод «тыка» — это стратегия отличающаяся абсолютным отсутствием плана, но в нескольких случаях оказывается научным методом.

Стратегия пригодна, когда необходимо найти множество отправных точек для независимого поиска в широком поле неопределённости.

26. «Мозговая атака» — метод группового генерирования большого количества дизайнерских идей

Цель: стимулировать группу лиц генерированию большого количества идей

План действий:

1.Отобрать группу лиц для генерации идей,

2.Довести до сознания участн-в., что приветств-ся любые идеи, что участн-ки должны попытаться комбинировать или усовершенствовать идеи предложенные другими.

3.Зафиксировать выдвижение идей и дать им затем оценку.

Мозговая атака повышает как кач-во так и колич-во идей. Вероятность натолкнуться на хорошую идею среди большой их выборки увелич-ся. Наиболее различный подход к мозговой атаке сост. в том, чтобы рассмотреть её как чрезвычайно быстр. способ генерирования необход-го разнообразия идей, кот. может послужить основой для серьёзного поиска решения. Непосредственно ценным выходом мозговой атаки, явл. не сама идея, а категории, на кот. они разбиваются в процессе классификации. Выбор практических осуществимых идей из большого, случайного множества, возможно лишь после того как проектная ситуация будет достаточно подробно исследована. Методом мозговой атаки можно рассматривать любую проблему, если она достат. просто и ясно сформулирована.

Этот метод можно использовать на любой стадии проектир-я. Его можно также использовать для генерирования информации или формулирования восприятия анкеты. 6-ть чел. за 1,5 часа могут выдвинуть – 150 идей.

27. Синектика — метод направления спонтанной активности мозга на исследование и преобразование проектной ситуации

Цель: направить спонтанную активность мозга и нервную систему на исследование, и преобразование проектной проблемы, используя различные аналоги.

План действий:

1. тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного отдела разработки

2. предоставить группе попрактиковаться в использовании аналогов для ориентации спонтанной активности мозга и нервной системы на решение предложенных проблем

3. передать группе сложные проблемы, кот. не могут решить основные организации и представить ей достаточ. время для их решения

4. представ-ть работы группы основн. организац-м для оценки и внедрения.

Использование аналогов 4-х типов:

A. прямые аналоги (их часто наход. в биологич. системах, решающих сходные проблемы).

B. субъектные аналоги (конструктор представляет себе, как можно использ-ть своё свойство, благо для достиж-я искомого результата).

C. символические аналоги (это поэтич. метафоры и сравнения, в кот. характеристики одного предмета отождествляют с характер. др).

D. фантастич-е аналоги (представить себе вещи такими, какими не явл-ся, но какими бы мы их хотели видеть).

Задача синектики состоит в том, чтобы выявить общие решения некот-х пробл-м. Синектическая группа не расположена данными, кот. позволили быть ей судить о целесообразном изготовлении предметов. Этот метод имеет своей целью ликвидир-ть серьёзные несоответствия во внутр-й структуре существующих решений, направлений. На удовлетворение во внутрен-й структуре сущ-т решения, направленные на удовлетворение некот. осознанной потребности.

28. Ликвидация тупиковых ситуаций — метод дизайнерского поиска идей в случае, если область поиска не дала приемлемого результата

Цель: найти новое направления поиска, если очевидная область поиска не дала приемлемого решения.

План действий: имеется ряд способов измен-ть подход решения проблемы, когда в тупике:

I. Правило преобразования, котор. можно подвергнуть имеющееся неудовлетворительное решение или какие-нибудь его части.

II. Поиск новых взаимосвязанных между частями имеющихся неудовлетворенных решений.

III. Переоценка проектной ситуации.

Напр.: Если перед проектировщиком стоит проблема, предотвратить образования луж на тротуарах вокруг зданий во время сильных ливней, он берет за основу, такой заведомо непригодный способ, как естественное испарение воды из луж, и смотрит, какие синонимы к следующему слову – испариться – имеются. Он найдёт след. выражения – исчезнуть, скрыться, улетучиться, выветриться, выдохнуться, рассосаться и т.д. Это сразу же натолкнёт на ряд идей решения проблемы: Н: выражение «скрыться» может навести на мысль о перфорированном настиле; «улетучиться» — об отсасывания воды с помощью очистной машины; «рассосаться» — на мысль об использовании пористого покрытия.

Сущ-т следующие способы ликвидации тупиковой ситуации:

1. записать условие, позволяющее реализовать решение

2. записать последствия, кот. возникнут при отсутствии решения

3. можно выйти из затруднения неоднократно возвращ-сь к первичной функцион-й потребности, кот. обязательно должна быть удовлетворёна, чтобы проект вообще был принят.

разделить на части и выделить основную проблему

предположить, что проблема решена и вернуться от последствий назад, к основной структуре

использовать каждую логическую методику

использовать типологический метод для изуч. структуры

использовать метод аналогии

найти возможный алгоритм, т.е. метод для облегчения вычисления

сделать «дикие» произвольные предложения

взять правдоподобное, но заведомо непривычное решение и раскритиковать его

взять невозможное решение и раскритиковать его

отрицать, что проблема вообще существует

отвлечь себя, предаться приятному занятию

29. Составление морфологических карт — метод расширения области поиска решений дизайнерской проектной проблемы

Существует сфера художественно-технической деятельности, цель которой заключается в определении формальных характеристик индустриальных изделий — это промышленный дизайн. Данная отрасль играет немаловажную роль в структуре мировых производственных компаний, занимающихся изготовлением автомобилей, бытовой техники, приборов связи и других видов продукции широкого потребления.

Исторические сведения

Первые специалисты в области промышленных технологий и дизайна появились на территории Великобритании в XIII веке. В то время активно развивалось производство тканей. Что касается самого определения художественного оформления, то оно было впервые упомянуто в 1919 году. Основателем школы был немецкий архитектор.

По-настоящему развиваться индустриальный дизайн начал во второй половине XX века, когда в США организовали специальную коллегию, члены которые сформировали четкое определение данному направлению. По их убеждению, это творческая деятельность, преследующая цель улучшения внешних данных производимых объектов.

Основы разработки

Так как промышленный дизайн — это деятельность, сочетающая в себе элементы маркетинга, искусства и технологии, охват потребительской сферы очень широк. Разработки ведутся не только для высокотехнологичных изделий, но и для разных безделушек. Интеллектуальная собственность в этой сфере может быть защищена путем получения патента на конкретный продукт.

Процесс разработки в данном случае делится на определенные этапы:

  • поиск идеи;
  • выбор концепции;
  • создание эскизов;
  • моделирование в трехмерных редакторах;
  • визуализация объекта;
  • конструирование модели;
  • реализация прототипа.

Сами дизайнеры обычно имеют образование в области инженерии, механики и изобразительного искусства. Многие современные специалисты выпускаются из специализированных университетов промышленного дизайна. Они не занимаются созданием чертежей, не несут ответственности за функционирование изобретений. Их задача заключается в оптимизации изделия.

Стратегии внедрения инноваций на примерах

В любых отраслях должно быть планирование общего развития. Это достигается посредством введения специальных стратегий, которые определяют дальнейший путь на и даже десятки лет. Индустриальный дизайн в данном случае имеет особое значение. В связи с этим необходимо рассмотреть общие тенденции прогресса в отраслевой промышленности на примерах.

В жилом пространстве обычно используется не один, а несколько приборов, которые могут взаимодействовать друг с другом. Поэтому при производстве бытовой техники изделия отдельно не проектируются. Комбинированный подход часто называется социально-техническим.

В развитии авиастроения существенную роль сыграл именно промышленный дизайн. Это выражается в том, что современный самолет способен выполнять не только его прямую функцию — транспортную, но и развлекательную. На борту авиалайнеров можно теперь пользоваться различными средствами связи, общаться, перекусывать и делать многое другое. При разработке нельзя не учитывать эти нюансы.

В автомобилестроении особый акцент делается на обслуживании транспортного средства. Такая тенденция отчетливо прослеживается на примере строительства образовательно-развлекательных центров в непосредственной близости от различных сервисов. Современные производители стараются внедрить свое изделие непосредственно в жилую инфраструктуру.

Удачные решения в области дизайнерских инноваций в первую очередь связаны с научными исследованиями, позволяющими развивать промышленность в целом. Однако на сегодняшний день существует некоторая разрозненность. Часто нет никакой взаимосвязи между специалистами двух направлений.

Приоритетные виды промышленного дизайна

Выше было сказано, что существует огромное количество приборов и приспособлений, выполняющих различные функции, поэтому их необходимо классифицировать по назначению. Специалист не может качественно выполнять свою работу непосредственно во всех областях. Основные категории представлены в таблице.

Специализация

Описание

Инженерное оборудование

В эту группу следует отнести устройства, которые используются для научных изысканий, строительных работ и специальных исследований.

Медицинские приборы

Транспортные средства

Сюда можно отнести все существующие виды транспорта. Огромную роль в развитии данной категории играет давление со стороны защитников природы.

Бытовая техника

Домашние приборы должны не только выполнять основную функцию, но и иметь привлекательный вид. Предметы должны удачно вписываться в общий интерьер.

Элементы интерьера и экстерьера

Домашняя и офисная мебель должна смотреться органично, поэтому существует отдельное направление в области индустриальных разработок.



Польза для потребителя

Вся работа специалиста университета промышленных технологий и дизайна направлена на конечного покупателя. В этом есть определенная польза для среды потребителей. Можно выделить несколько основных задач, которые удается решить благодаря индустриальному дизайну:

  • комфортное использование в различных условиях;
  • удобное обслуживание;
  • подходящие внешние данные, соответствующие модным тенденциям;
  • оптимальные возможности в плане функциональности.

Разработки специалистов позволяют определить главную причину успеха того либо иного продукта. В большинстве случаев среднестатистический потребитель покупает товар, который выглядит достойно, удобен в эксплуатации и имеет сравнительно высокое качество.

Роль при проведении разработки продукта

Раньше производители задумывались о дизайнерских решениях в последнюю очередь. В приоритете были разработанные технологии, а не стиль и эргономика. Современные же компании из-за высокой конкуренции вынуждены использовать дополнительные возможности, чтобы занять достойное место на рынке.

Результатом удачной работы специалиста при создании изделия становится непосредственно привлекательность товара, а также удовлетворенность конечного потребителя. Промышленный дизайн — это немалые затраты при разработке продукта. Однако вложения окупаются путем ценовой надбавки на каждую единицу производимого изделия или посредством расчета конечной прибыли с учетом повышенного спроса.

Что касается расходов, то они складываются не только из стоимости услуг специалистов. Средства дополнительно тратятся на реализацию основных элементов объекта, а также на проведение определенных исследований при длительной разработке.

Крупнейшее учебное заведение в России

Освоить полезную и высокооплачиваемую профессию поможет Санкт-Петербургский университет промышленного дизайна. На территории России он является самым крупным. Учебное заведение представляет собой многоуровневый комплекс. В его состав входят высшие школы, образовательные центры, научно-исследовательские институты и колледжи, подготовительные факультеты.

Петербургский университет промышленных технологий и дизайна в настоящее время реализует более двух сотен образовательных программ, по которым занимается более 15 тыс. студентов. Подготовка ведется по разным формам обучения. Существует заочная система получения знаний с использованием дистанционных технологий.

В качестве заключения

Для создания эскиза дизайнеры индустриального направления должны заниматься не только аналитической и художественной деятельностью, но и уметь пользоваться современными графическими программами. Они позволяют максимально эффективно воплощать концепции в жизнь. На самом деле приложений достаточно много, но из них рекомендуется выбрать те, которые пользуются популярностью в среде разработчиков.

дизайн промышленный изделие творческий

Видов дизайна очень много. Каждый год появляются всё новые и новые направления дизайна. Вот основные виды дизайна: промышленный дизайн, книжный дизайн, световой дизайн, дизайн архитектурной среды, ландшафтный дизайн, визаж, дизайн одежды, графический дизайн, арт-дизайн, фито-дизайн, компьютерный дизайн.

Промышленный дизайн

Промышленным дизайном называют ту область дизайнерского искусства, которая занимается внешним видом и функциональностью производимых промышленностью изделий. Этот тип дизайна называют иногда индустриальным или предметным дизайном. Но суть его остается неизменной — сделать продукцию не только функциональной и качественной, но и способной удовлетворять эстетический потребности самых изысканных пользователей. Промышленный дизайн — это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого.

Первые промышленные дизайнеры появились ещё в XVIII веке в Англии, что связано, прежде всего, с деятельностью Джозайи Веджвуда (Josiah Wedgwood). Именно этот промышленник, занимавшийся производством набивных тканей, впервые в истории уделил столь пристальное внимание именно дизайну своей продукции. Определение «индустриальный дизайн» появилось в 1919 году благодаря архитектору из Германии Вальтеру Гропиусу, основавшему революционную школу индустриального дизайна «Баухаус» в Веймаре (Германия).

После второй мировой войны индустриальный дизайн получил серьёзное развитие в Скандинавии и Нидерландах. Примерно в это же время интерес к направлению высказали прагматичные американцы — с целью увеличения продаж. В 60-е годы XX века направление стало настолько популярно в США, что была организована Коллегия Индустриального дизайна. В 1969 году член этой коллегии Томас Малдонадо дал весьма ёмкое определение индустриальному дизайну: «Индустриальный дизайн — это творческая активность, имеющая цель улучшать внешние достоинства объектов, производимых в промышленности».

Книжный дизайн

Книжный дизайн — это новые, разнообразные конструкции книги. Оформление книги — один из этапов подготовки рукописи к изданию, а также результат этой деятельности. Оформление разрабатывает художественный редактор, дизайнер или же разрабатывает и сам исполняет верстальщик. Он определяет формат книги, особенности шрифта, размещение текста, фотографий и другого иллюстративного материала.

Большую роль играет разработка внешнего облика книги: переплета и обложки, форзаца и различных элементов оформления внутри книги: титульный лист, иллюстрации.

Большую роль играет разработка внешнего облика книги: переплета и обложки, форзаца и различных элементов оформления внутри книги: титульный лист, иллюстрации.

А это настоящая книга! Вот только сделана она не из бумаги, а из лепестков роз. Омский художник Анатолий Кононенко разместил свои любимые произведения Александра Сергеевича Пушкина на 37 страницах-лепестках.

Добавить комментарий